ФСИН отчиталась по изоляторам: число арестантов уменьшается, смертность падает
Архив NEWSru.com

В России сокращается число людей, арестованных до приговора суда и помещенных в следственные изоляторы (СИЗО). За 10 лет их стало меньше вдвое. Значительный спад зафиксирован в последние три года, когда реформированием уголовно-исполнительной системы занялся лично президент, пишет "РБК daily".

"Если на 1 января 2009 года в СИЗО содержались 133,2 тыс. человек, на 1 января 2010 года - 124,6 тыс., на 1 января 2011-го - 113,1 тыс., то на 1 октября в следственных изоляторах содержались лишь 107,8 тыс. человек", - сообщили в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) журналистам. Таким образом, только в этом году сокращение составило 5%, или на 5,3 тыс. человек, а примерно за три года число арестантов уменьшилось почти на четверть.

Отметим, что в официальной статистике на сайте ФСИН указаны несколько иные данные.

"Следственные изоляторы сегодня наполнены на 90,3% от общего лимита", — рассказал ИТАР-ТАСС представитель ФСИН. К началу 2001 года в россий­ских СИЗО содержались 226 тыс. человек, и они были переполнены почти вдвое. В результате изменений в УПК к середине 2000-х среднее число заключенных СИЗО сократилось до 130—140 тыс. и до последних лет стабильно сохранялось на этом уровне.

В ФСИН не исключают, что по мере снижения числа тех, кого помещают под стражу до суда, может сократиться и число самих СИЗО. В соответствии с концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года некоторые из них могут быть перепрофилированы в тюрьмы нового типа для содержания осужденных.

Заслугу сокращения узников СИЗО приписали Медведеву

В ФСИН устойчивое сокращение связывают с "изменением судебной практики и расширением сферы применения мер пресечения, не связанных с изоляцией подозреваемых и обвиняемых от общества".

В начале года президент России подписал закон о внесении изменений в статью 110 УПК РФ и в закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", который позволил освобождать из СИЗО лиц, страдающих тяжкими заболеваниями, препятствующими содержанию под стражей. Эта норма начала применяться чуть позже - после принятия ведомственных инструкций, в том числе порядка определения экспертных медучреждений, которые должны давать свои заключения.

Между тем все новые случаи гибели людей, в том числе больных, в СИЗО свидетельствуют, что наказ президента далеко не всегда исполняется.

Тем не менее накануне, в понедельник, ФСИН отрапортовала, что с начала года по новому закону из российских СИЗО освобождены первые 35 человек, страдающих тяжкими заболеваниями. При этом на медосвидетельствование было направлено порядка двухсот узников.

Месяц назад о резком снижении количества заключенных заявил министр юстиции Александр Коновалов. Правда, его статистика касалась населения колоний, то есть приговоренных к реальным срокам граждан. По данным Минюста, за последний год их число сократилось на 26%, до 650 тыс. человек. В министерстве связали тенденцию с проводимой под контролем президента реформой уголовного законодательства.

На фоне новых громких смертей ФСИН объявило о сокращении смертности в СИЗО

Во ФСИН отметили также снижение смертности в СИЗО. "В 2009 году в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы умерли 401 человек. В связи с улучшением уровня оказания медицинской помощи в 2010 году количество таких случаев сократилось на 12,5% и составило 351. В настоящее время положительная динамика сохраняется, и за 9 месяцев 2011 года в СИЗО умерло 258 человек", - сообщили во ведомстве.

Однако эксперты говорят о том, что условия содержания в следственных изоляторах не меняются к лучшему. "Условия там без преувеличения пыточные: нечеловеческая скученность, скудная еда, отсутствие движения и воздуха, содержание заразных больных вперемежку с еще не заразившимися - то есть намного хуже тех, в которых находятся уже осужденные люди в колониях", - рассказала "РБК daily" научный сотрудник Института проблем правоприменения Элла Панеях.

Ее также удивляют заявления тюремщиков о уменьшении контингента тюрем. "В 2010 году суды рассмотрели 165 232 ходатай­ства о заключении под стражу и удовлетворили 90% из них", — отмечает эксперт.

Погибшие в застенках изоляторов

Подтверждением слов эксперта являются многочисленные случаи гибели людей в российских СИЗО, которые в последнее время происходят с устрашающей регулярностью, несмотря на то, что к этой проблеме приковано внимание общественности.

Так, буквально накануне стало известно об очередной жертве - 52-летний житель Калуги, отбывавший административный арест сроком в двое суток за неуплату штрафа, умер в спецприемнике УВД по Калужской области. Мужчина был болен сахарным диабетом и являлся инвалидом 3-й группы. По факту смерти мужчины начата доследственная проверка. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Ранее в октябре широкий общественный резонанс вызвала смерть в СИЗО директора московской школы Андрея Кудоярова, подозревавшегося во взяточничестве. Педагог был арестован в мае этого года. 8 октября он скоропостижно скончался в СИЗО от обширного инфаркта. Адвокат Кудоярова сообщил, что трижды представлял суду справки о том, что у педагога хроническое заболевание - гипертония, прося изменить ему меру пресечения с содержания под стражей, но следствие настаивало именно на этой мере, и суды выступили не на стороне обвиняемого. По факту смерти Кудоярова Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 2 статьи 109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей".

13 сентября 2011 года произошел и вовсе вопиющий случай, жертвой в котором стал новорожденный младенец. Воспитатели дома ребенка при Можайской женской колонии в Московской области не уследили за дочерью осужденной, арестованной за торговлю наркотиками. Их небрежность обернулась трагедией - девочка погибла, захлебнувшись едой, через некоторое время после кормления. При этом родной отец девочки еще с мая пытался забрать ее и ее брата, но безрезультатно. Его брак с матерью детей не был зарегистрирован.

В 2009 году не только Россию, но и Запад взволновала гибель в СИЗО 37-летнего Сергея Магнитского, юриста фонда Hermitage Capital, обвиненного в пособничестве в уклонении от уплаты налогов. Тогда СКП был вынужден возбудить уголовное дело по статьям 124 (неоказание помощи больному) и 293 (халатность) УК РФ. По данным судебных экспертиз, причиной смерти юриста стала острая сердечная недостаточность.

В конце апреля 2010 года в больнице "Матросской тишины" умерла 53-летняя Вера Трифонова, обвиняемая в покушении на мошенничество. Трифонова содержалась в спецбольнице учреждения с диагнозом "сахарный диабет, диабетическая нефропатия и хроническая почечная недостаточность".

13 мая в СИЗО-4 Москвы скончался Андрей Сафронов, осужденный Бабушкинским районным судом за незаконный оборот наркотиков. Как сообщили в СКП, несмотря на своевременно оказанную медицинскую помощь, осужденный скончался, предположительно, от остановки сердца.

9 июня в столичном СИЗО-4 на Велюйской улице скончался 22-летний подследственный Игорь Котруца, на теле которого были обнаружены кровоподтеки в области поясницы. Позже столичные органы СКП возбудили уголовное дело по факту умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть.

В июле в Ставропольском крае в СИЗО скоропостижно скончалась женщина, осужденная за кражу. 2 октября 2010 года в СИЗО "Матросская тишина" после проведенной хирургической операции скончался 32-летний москвич, арестованный за торговлю наркотиками.