Акция в поддержку Алексея Навального, 14 февраля 2021 года
astrophytum / DepositPhotos

В Москве полицейские задержали звукорежиссера Дмитрия Урюпина, который написал шуточный пост о протесте с помощью фонарика, причем опубликовал его за неделю до того, как о такой акции объявили сторонники оппозиционного политика Алексея Навального. Теперь на автора "пророческого" поста составляют протокол об организации несогласованной акции, сообщает "ОВД-Инфо".

"Могу только посоветовать протестовать с помощью фонарика, мигая им послания морзянкой под подушку", - говорилось в посте, который стал поводом для задержания.

Сам Дмитрий Урюпин заявил, что не призывал выходить на акцию с фонариками, но за неделю до ее официального объявления написал саркастический пост на эту тему. Мужчину доставили в отдел полиции по району Северное Тушино. На него составляют протокол по статье об организации несогласованной акции без подачи уведомления (часть 2 ст. 20.2 КоАП). По этой статье ему грозит до 10 суток административного ареста.

Когда сторонники Алексея Навального объявили о проведении акции 14 февраля, Урюпин написал еще один пост в Facebook с рассуждением о том, что идею с фонариками могли взять именно у него.

Сотрудник полиции также утверждает, что человек с таким же свитером, как у Урюпина, расклеивал листовки по Москве с призывом выходить на акцию протеста.

Во второй половине дня 2 марта Дмитрия Урюпина отпустили из отдела полиции без составления протокола. Но с него взяли обязательство о явке в отдел 4 марта.

Напомним, 14 февраля по всей России и за рубежом прошли акции в поддержку Алексея Навального под лозунгом "Любовь сильнее страха". Участники выходили на улицы с включенными фонариками, делали фотографии и выкладывали их в соцсети. В тот день обошлось без массовых задержаний.

В Кремле позитивно оценили флешмоб сторонников Навального с фонариками. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что участники акции не мешали движению транспорта, нарушений закона не было. При этом до акции власти активно запугивали ее потенциальных участников, а также препятствовали распространению информации о ней. Так, Роскомнадзор рассылал СМИ требование удалять новости о флешмобе сторонников Алексея Навального с портативными источниками света, который пройдет в День святого Валентина. В ведомстве посчитали такие материалы призывами к участию в незаконных публичных мероприятиях и массовых беспорядках. Предостерегали граждан от участия в акции МВД, СК РФ и Генпрокуратура.

Несмотря на продемонстрированное Кремлем благодушное отношение к участникам "протеста с фонариками", после акции начались преследования тех, кто, по мнению власти, был к ней причастен. Например, из ковидного госпиталя в Крылатском был уволен санитар Саиданвар Сулаймонов. Перед этим он опубликовал в Twitter фотографию, сделанную в день акции "Любовь сильнее страха": в кадре медик стоял в защитном костюме и светил фонариком. "Так как я работаю в „красной зоне", у меня не было возможности выйти на улицу и сфотографироваться. Я решил внутри госпиталя", - пояснил Сулаймонов в треде в Twitter. Спустя 15 минут после публикации его снимок заметили СМИ, после чего мужчина лишился работы.

А в Краснодаре на главу местного штаба Навального Анастасию Панченко завели административное дело по статье о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (6.21 КоАП) после публикации фото с акции с фонариками. Активистке грозит штраф в 100 тысяч рублей. На снимках "двое лиц, по внешним признакам мужского пола [на другом снимке - женского], осуществляют тактильные прикосновения губами друг к другу". В полицейском рапорте отмечалось, что доступ к фото имеет "неограниченный круг лиц, в том числе несовершеннолетнего возраста".

Панченко в письменном объяснении подтвердила, что выложила фотографии целующихся юношей и девушек, но не считает это гей-пропагандой, так как поцелуй в губы "входит в традицию исконно русского приветствия, включая и поцелуи между лицами одного пола". Активистка привела в пример знаменитый поцелуй между генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым и руководителем ГДР Эрихом Хоннекером, а также случай, когда президент России Владимир Путин публично поцеловал в живот мальчика.

На три предыдущих протестных акции, прошедшие в конце января и начале февраля по всей России, власти немедленно ответили явными и масштабными репрессиями, в том числе обысками, массовыми административными арестами и возбуждением уголовных дел. Всего в связи с акциями в поддержку Навального были задержаны более 11 тысяч человек. Только в Москве за месяц свыше 1250 человек подверглись административному аресту за участие в протестах.

То, как силовики обращались с задержанными, и возмутило Дмитрия Урюпина, написавшего в итоге пост 3 февраля с горькой иронией про фонарики. Знакомая звукорежиссера рассказала, что ей после задержания сотрудники правоохранительных органов даже не давали воды, заявляя: "Тут тебе не гостиница". Ее "заперли в душной одиночке с мигающей лампочкой". Когда женщина стала "с ноги разносить каталажку и сбивать ботинками камеру наблюдения", полицейские вызвали бригаду психиатрической скорой помощи. Однако врачи, увидев вменяемого человека и выслушав его жалобы, тоже потребовали воды у силовиков для него.

Со слов Дмитрия Урюпина, позже выяснилось, что задержанным приносили передачу, но "ее сожрали менты".

С многочисленными нарушениями и жестоким обращением столкнулись и сотни задержанных, отправленных отбывать административный арест в спецприемник в деревне Сахарово. В настоящий момент "ОВД-Инфо" занимается подготовкой коллективного иска от лица бывших "постояльцев" спецприемника, столкнувшихся с "полицейским беспределом".

Участники протестов рассказывали о коллапсе в Сахарово. Так, люди, задержанные на несогласованной акции в поддержку Навального 31 января, больше 40 часов находились без еды и воды. Кроме того, в спецприемнике не хватало мест в камерах, где были созданы "адские условия" для арестантов.

После того, как заключенные устроили митинг прямо в прогулочном дворике и кричали "Путин - вор!", а видеозапись этой "акции протеста" появилась в интернете, режим содержания стал еще более жестким. В спецприемник приехали следователи СК РФ, а арестантам стали угрожать дополнительным сроком административного ареста или уголовной статьей об оскорблении представителей власти.