Родные заключенных и арестованных по нашумевшим делам обратились к Путину с требованием амнистии
Moscow-Live.ru / Тихонов Михаил

Общественное объединение "Матери против политических репрессий", а также родные осужденных и подследственных по громким уголовным делам обратились к президенту РФ Владимиру Путину с требованием спасти заключенных и подследственных, находящихся в опасности из-за пандемии коронавируса. Полный текст письма публикует "МБХ медиа".

"Колонии и СИЗО переполнены, арестованные и осужденные содержатся в помещениях с плохой вентиляцией. Заключенные являются одной из самых многочисленных групп риска и особенно уязвимы к коронавирусу в силу пониженного иммунного статуса, обострения и приобретения хронических заболеваний, отсутствия адекватной медицинской помощи, нормального питания", - говорится в письме.

По словам тех, кто находится в местах заключения, меры по профилактике от заражения коронавирусом в СИЗО неполны, дезинфекции и санобработки не проводятся, а элементарные средства индивидуальной защиты имеются далеко не у всех сотрудников СИЗО и ИК, не говоря об арестантах. Квалифицированная медицинская помощь, тем более с госпитализацией в гражданские медучреждения из СИЗО и ИК попросту невозможна, а из всех предписаний по карантину исполняется только запрет на свидания с родственниками и передачи.

"Очевидно, что наибольшую опасность в местах лишения свободы представляют сами сотрудники, невольно являющиеся потенциальными переносчиками опасного вируса. Любой случай заражения внутри этой системы с высокой долей вероятности приведет к 100% заражению как заключенных, так и сотрудников с высокой угрозой для их жизней, - сообщают авторы, требуя безотлагательного изменения меры пресечения и досрочной амнистии заключенным, а также перевода подследственных под домашний арест "при условии полной изоляции".

Подписи под письмом поставили родные осужденных и подследственных по "московскому делу", делу экс-главы Серпуховского района Александра Шестуна, делам "Нового величия" и "Сети"*, "ростовскому делу", делам об организации "Хизб ут-Тахрир"*. Всего под обращением подписались 352 человека. "Новая газета" также сообщает о тревожной ситуации, сложившейся в СИЗО. Один из нынешних заключенных СИЗО "Матросская тишина" заболел уже через неделю после попадания в изолятор.

"Сейчас в его камере уже четверо больных, все с одинаковыми симптомами, основной - кашель. Всех содержат со здоровыми, точнее - пока со здоровыми. У моего родственника такой кашель, что он не может говорить. Когда у него поднялась температура до 39, врач СИЗО дал ему таблетку ибупрофена. А когда температура и кашель уже всю неделю длились, он попросил сделать ему флюорографию, но врач на это не отреагировал. Вместо этого ему просто выписали антибиотик "Амоксицилин". Это самый дешевый антибиотик, видимо, там других нет. Никаких анализов за все это время у них не брали", - рассказала родственница мужчины. По ее словам, вопреки данным ФСИН, больными в изоляторе занимается только один врач, который "физически не успевает" ежедневно осматривать заключенных.

Еще ряд подследственных "Матросской Тишины" напрямую дозвонились до организации "Русь сидящая" и также рассказали о том, что среди контингента есть заболевшие, у многих температура и признаки пневмонии. Хотя речь, по разным данным, может идти о десятках заболевших, из лекарств у них есть только парацетамол, анальгин, ибупрофен, антибиотики, которые, впрочем, заканчиваются. А поскольку передачи от родных запрещены, у подследственных, нет даже лимона и лука, которые становятся средствами лечения в условиях тюрьмы. Тестов на коронавирус никто не проводит, а вновь прибывших сажают вместе с больными. Руководство колоний уже признается самим заключенным, что в случае заболевания помощи им ждать неоткуда, однако ни тестов, ни анализов у них по-прежнему не берут.

Между тем издание RZN.info со ссылкой на собственные источники сообщило, что у сотрудника ИК-5 в Скопинском районе Рязанской области, недавно побывавшего в Таиланде и вышедшего на работу, подтвердился коронавирус. Когда мужчина почувствовал недомогание, он вызвал врача, однако не предупредил его о своей поездке и возможной причине поднявшейся температуры. Медик прибыл на вызов без защиты, а после этого общался с другими пациентами. Мужчину изолировали после того, как тестирование на коронавирус показало положительный результат.

31 марта председатель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Георгий Волков обратился к руководству правоохранительных и надзорных органов, а также главе Верховного суда РФ с открытым письмом, в котором призывает перевести заключенных, обвиняемых в ненасильственных преступлениях, под домашний арест в связи с пандемией. По его словам, активное избрание судами альтернативной меры пресечения позволит сдержать распространение вируса, защитить от него людей, находящихся в местах принудительного содержания, сотрудников уголовно-исполнительной системы и сотрудников правоохранительных органов.

Волков отмечает, что правозащитное сообщество очень озабочено сложной эпидемиологической ситуацией, возникшей в мире и в РФ. По его словам, на данный момент в Москве приняты беспрецедентные меры по борьбе с распространением коронавируса, но при этом в местах принудительного содержания в принципе отсутствует возможность принятия достаточных мер по созданию необходимых условий и оказанию медицинской помощи в случае проникновения инфекции.

Кроме того, он напомнил, что Верховный комиссар Организации Объединенных наций по правам человека призвала все государства освободить заключенных, не представляющих опасности, и в кратчайшие сроки разгрузить тюрьмы. Эта работа уже ведется во многих странах, включая Иордан, Бахрейн и Иран, однако в России отменили даже предполагаемую амнистию к 75-летию Победы, опасаясь заражений со стороны заключенных.


*Организации, запрещенные в РФ.