Защитники предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина), осужденного на 14 лет колонии строгого режима за организацию рейдерских захватов в северной столице, обратились в Европейский суд по правам человека в Страсбурге
Вести
 
 
 
Защитники предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина), осужденного на 14 лет колонии строгого режима за организацию рейдерских захватов в северной столице, обратились в Европейский суд по правам человека в Страсбурге
Архив NEWSru.com
 
 
 
Фото с суда над Владимиром Барсуковым (Кумариным)
Вести

Защитники авторитетного в определенных кругах предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина), осужденного на 14 лет колонии строгого режима за организацию рейдерских захватов в северной столице, обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Согласно жалобе, в перечне прав подзащитного, нарушенных государством, не только право на справедливое судопроизводство, но и право на свободу и личную неприкосновенность и даже на запрещение пыток. По последним данным, их жалоба уже зарегистрирована Евросудом, сообщает "Фонтанка.ру".

Решение о направлении в Страсбург суд жалобы адвокаты Барсукова приняли еще до вынесения приговора по этому громкому делу. Как рассказал изданию один из защитников, Константин Кузьминых, это стало необходимой мерой после того, как в российских инстанциях никакого понимания найдено не было. Согласно документу, направленному в ЕСПЧ, защита Барсукова предполагает, что в отношении их клиента государственные структуры нарушили следующие статьи Конвенции:

№3 - "Запрещение пыток", которая гласит, что "Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию";
№5 - "Право на свободу и личную неприкосновенность";
№6 - "Право на справедливое судебное разбирательство".

- Перспективы жалобы в Евросуд
- Присяжные оценили работу налоговиков на "авторитетного" бизнесмена

Расшифровывая обращение именно к этим статьям Конвенции, Кузьминых пояснил, что, как адвокаты Барсукова ни пытались обратить внимание властей на то, что их подзащитному поставлено несколько серьезных медицинских диагнозов, надлежащее лечение так и не оказывается (статья 3). Причем неоказание нужной помощи, по мнению правозащитников, иногда граничит с цинизмом: так, в рамках проходившего в Москве процесса, Барсукова, который из-за болезни не спал по двое суток, заставляли принимать участие в длившемся около десяти часов заседании.

Помимо этого адвокаты указывают в жалобе на небрежное отношение следствия к исполнению своих обязанностей, в частности, они считают, что практика двойных арестов по разным обвинениям противоречит УПК и статье 5 Конвенции. "Ну, а расшифровывать статью 6, думаю не надо. Все наблюдали процесс, в ходе которого адвокатам подсудимых фактически отказывали в равной состязательности сторон", - отметил защитник. Он также сообщил, что в жалобе указана сумма компенсации, соответствующая практике таких обращений, однако назвать ее затруднился.

Жалоба Барсукова уже зарегистрирована Страсбургским судом, и сейчас его адвокаты делают все возможное, чтобы ускорить процесс ее рассмотрения. Помимо этого защитники надеются, что еще до начала процесса ЕСПЧ сможет повлиять на российские органы для улучшения условий содержания Барсукова - в частности, на перевод его в больницу. Правда, пока, несмотря на все предоставленные документы, никаких движений в этом направлении, по словам Кузьминых, еще не наблюдается.

По данным "Фонтанки.ру", сейчас еще несколько защитников фигурантов "дела Барсукова" готовят обращения в Европейский суд.

Напомним, в ноябре 2009 года Куйбышевский районный суд Петербурга на выездном заседании в Москве признал Барсукова виновным в мошенничестве и легализации имущества, приобретенного преступным путем. Он также был приговорен к штрафу в 1 млн рублей. Остальные обвиняемые были осуждены на сроки от пяти до 15 лет лишения свободы. 31 марта этого года Санкт-Петербургский городской суд оставил в силе данный приговор.

Барсуков был задержан в августе 2007 года, затем суд взял его под арест, и с тех пор он содержался под стражей в одном из московских СИЗО. Вместе с Барсуковым были арестованы еще 5 человек.

По данным следствия, в 2005-2006 годах авторитетный в определенных кругах предприниматель и его соучастники похитили имущество и доли в уставном капитале компаний "Пушкинская" (которой принадлежит ресторан "Петербургский уголок") и "Магазин "Смольнинский". Чтобы законные владельцы предприятий не смогли вернуть похищенное, участники группы заключили ряд фиктивных сделок купли-продажи, а затем перерегистрировали право собственности на доли в уставных капиталах этих предприятий на подконтрольных им лиц.

Позднее Барсукову было предъявлено обвинение в организации преступного сообщества, мошенничестве, совершенном группой лиц в особо крупном размере, вымогательстве и легализации средств, полученных преступным путем.

Кроме того, предприниматель проходит обвиняемым по уголовным делам об организации убийства и покушении на убийство. Речь идет о совладельце Петербургского нефтяного терминала Сергее Васильеве, который был тяжело ранен при покушении, и его охраннике, который погиб при нападении наемных убийц на Васильева.

Перспективы жалобы в Евросуд

Издание замечает, что у юристов Барсукова есть реальная перспектива быть услышанными в Европе. Так, в 2008 году ЕСПЧ уже удовлетворил жалобу другого "авторитетного" предпринимателя из северной столицы - владельца игорной империи "Конти" Михаила Мирилашвили, осужденного на 8 лет за похищения людей. Евросуд признал, что во время судебного процесса над предпринимателем была нарушена 6-ая статья Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно этой статье, каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления, кроме всего прочего, имеет право "допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, что и свидетелей, показывающих против него". По мнению Евросуда, эта норма была нарушена Российским судом при рассмотрении дела.

По убеждению Михаила Мирилашвили, российский суд вынес обвинительный приговор, основываясь на опровергнутых и незаконных доказательствах. Свою точку зрения он изложил на 36 листах в 12 пунктах. Пять пунктов из них Европейский суд признал приемлемыми для рассмотрения. Правда, что для ускорения разбирательств по своей жалобе Мирилашвили отказался от денежной компенсации, отмечает издание.

Ожидает своего рассмотрения в Страсбурге и жалоба другого одиозного осужденного - экс-депутата Юрия Шутова, приговоренного к пожизненному лишению свободы по обвинению в организации и руководстве бандой, организации шести убийств, двух покушений на убийства, одного похищения человека, одного разбойного нападения, а также в мошенничествах с использованием служебного положения.

По мнению его защитников, при рассмотрении его дела было нарушено девять прав любого нормального человека. В частности, экс-депутат имел право: на разумный срок рассмотрения дела (судебный процесс длился не один год, а под стражей Юрий Титович находился аж с 16 февраля 1999 года!); на нормальное обращение - не бесчеловечное и не унижающее достоинство; на публичное рассмотрение дела (окончание судебного процесса проходило в "Крестах" - из обычных людей там были только журналисты).

Есть положительный опыт борьбы с российской судебной системой и у петербуржца Андрея Фролова, осужденного к 16 годам колонии строгого режима. Суд в Страсбурге обязал российские власти выплатить ему 15 тысяч евро компенсации за "физический и моральный ущерб" от нахождения в питерском следственном изоляторе "Кресты".

Присяжные оценили работу налоговиков на "авторитетного" бизнесмена

Между тем 2 июня суд присяжных Санкт-Петербурга вынес вердикт по делу бывших сотрудников налоговой инспекции №15 петербургского управления Федеральной налоговой службы (УФНС), которые, как считает следствие, помогали рейдерам захватывать городские предприятия. Коллегия присяжных признала экс-налоговиков виновными по всем пунктам и не заслуживающими снисхождения, пишет "Коммерсант".

Бывшие сотрудники налоговой инспекции №15 УФНС Алена Григорьева, Виктория Ющенко, Петр Ганжула, Александр Сергеев и курьер юридической фирмы Сергей Малышев, по версии следствия, фактически работали на группу Владимира Барсукова (Кумарина), которая, как считает следственный комитет при прокуратуре РФ, захватила (или покушалась на захват) около десятка городских предприятий.

Согласно материалам дела, посредником между рейдерами и налоговиками был некий Вячеслав Орлов. В первый раз в 2005 году Орлов, по данным следствия, обратился к сотруднику инспекции Александру Сергееву с просьбой похитить регистрационное дело ООО "Пушкинская" (ресторан "Петербургский уголок", расположенный в центре Петербурга). Дело в том, что среди материалов регистрационного дела была поддельная доверенность, выполненная от имени собственников "Пушкинской". На основании этой фальшивки рейдеры без ведома собственников заменили директора ООО "Пушкинская".

После этого помещение, принадлежавшее ООО, было перепродано фирме "Ника плюс", которая, по данным следствия, контролировалась "тамбовским" ОПС. Сергеев через посредников - курьера юридической фирмы Сергея Малышева и специалиста юридического отдела налоговой инспекции №15 Виктории Ющенко - вышел на заместителя начальника юридического отдела инспекции Алену Григорьеву, которая согласилась похитить регистрационное дело ООО "Пушкинская" за 1 тысячу долларов США.

В начале 2006 года Вячеслав Орлов обратился к налоговику Сергееву с просьбой подыскать людей, которые смогут внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) по восьми предприятиям Петербурга (Петербургский нефтяной терминал, кондитерская фабрика имени Крупской и т.д.). Требовалось изменить название предприятия и внести данные номинальных директоров, однако ни ИНН, ни юридический адрес, ни ряд других кодов предприятия при этом не менялись. По версии следствия, заместитель начальника программно-информационного отдела инспекции №15 Петр Ганжула, имевший доступ к электронной базе ЕГРЮЛ, в два приема внес изменения, получив за это 42 тысячи долларов.

Газета отмечает, что дело в отношении экс-налоговиков в первый раз рассматривалось горсудом Петербурга еще в 2007 году. Тогда им инкриминировалось мошенничество и участие в тамбовском оргпреступном сообществе. Однако по ходатайству адвокатов суд вернул дело в Генпрокуратуру РФ, поскольку роли подсудимых не были конкретизированы. После этого из состава обвинения исчезла самая тяжкая, 210-я статья УК (организованное преступное сообщество). На этот раз бывших сотрудников налоговой инспекции №15 обвиняли в даче и получении взятки, подстрекательстве к злоупотреблению должностными полномочиями, злоупотреблении должностными полномочиями, служебном подлоге, в мошенничестве и покушении на мошенничество.

2 июня 2010 года коллегия присяжных вынесла вердикт, проведя в совещательной комнате около четырех часов. Заседатели сочли позицию стороны обвинения более убедительной, нежели доводы подсудимых и их защитников, и признали всех фигурантов дела виновными в полном объеме и недостойными снисхождения. "Обвинительный вердикт объясняется хорошей доказательной базой", - резюмировала гособвинитель Надежда Мариинская. Согласно закону, теперь суд не может вынести иной приговор фигурантам дела, кроме обвинительного, вопрос лишь в определении сроков наказания.

СПРАВКА: Владимир Кумарин (Барсуков)

Владимир Кумарин родился в Тамбовской области в 1955 году. После армии учился в институте, откуда был отчислен, профессионально занимался боксом. Первый раз был осужден за хулиганство, незаконное хранение патронов и подделку документов в 1985 году.

По одной из версий, именно после освобождения Кумарина и появилась так называемая Тамбовская организованная преступная группировка (ОПГ), обосновавшаяся в Петербурге, и, как полагали некоторые наблюдатели, обеспечившая в свое время городу статус криминальной столицы России. В спецслужбах и СМИ в 1990-е годы открыто связывали имя Кумарина с Тамбовской группировкой. Сам он, однако, это всегда отрицал и иногда судился, выиграв однажды даже процесс у тогдашнего главы ГУВД Петербурга.

Так или иначе, но с Тамбовской группировкой спецслужбы регулярно пытались бороться. В начале 1990-х годов в тюрьме оказалось более 70 ее предполагаемых членов, в том числе и Кумарин. В 2001 году Борис Грызлов, возглавлявший тогда МВД РФ, вновь заявил, что тамбовское организованное преступное сообщество в Петербурге контролирует значительную часть экономики, включая ТЭК. В начале 2007 года уже генпрокурор Юрий Чайка заявил о разгроме Тамбовского преступного сообщества, захватившего около десятка различных предприятий.

Кумарин пережил несколько покушений. Первое было совершено в июне 1994 года - тогда его телохранитель погиб, а сам он в течение месяца находился в коме и потерял левую руку. После случившегося он некоторое время жил в Германии. Вернувшись в Россию в 1995 году, он стал соучредителем ряда компаний, в 1998 году стал вице-президентом Петербургской топливной компании (ПТК). В 2000 году покинул этот пост и сменил фамилию, взяв девичью фамилию матери - Барсуков. По данным правоохранительных органов, в этот период тамбовские переключились на легальный бизнес, заняв сильные позиции в топливно-энергетическом комплексе, недвижимости и кредитно-финансовой сфере. Их стали называть "тамбовской бизнес-группой".

Сам Барсуков до последнего предпочитал оставаться в тени. Во всех интервью на вопрос о роде занятий он отвечал, что является "пенсионером". Тем не менее, по данным правоохранительных органов, он является фактическим хозяином целого ряда предприятий - автозаправочных станций, мясоперерабатывающего завода, ресторанов, торговых центов, а на самом вершине этого бизнеса находится ПТК.