Международная правозащитная группа "Агора" и общественная организация "Роскомсвобода" обнародовали доклад под названием "Свобода интернета 2019: план "Крепость"", в котором оценили уровень свободы интернета в России, привели примеры ее ограничений, а также сравнили ситуацию с предыдущими годами.
Основой доклада стали результаты мониторинга данных из открытых источников о случаях вмешательства в свободу получения и распространения информации в интернете. Авторы обращают внимание, что не оценивали правомерность этих вмешательств. Речь идет как о блокировке экстремистских сайтов и ресурсов, пропагандирующих терроризм, так и об уголовном преследовании за активность в соцсетях, случаях цензуры в СМИ, ограничения доступа к контенту, задержаниях журналистов и блогеров, а также угроз в их адрес и давления со стороны, например, представителей власти.
Всего в 2019 году был зафиксирован 438 тысяч 981 случай вмешательства в свободу интернета в России (на треть меньше, чем годом ранее), более 434 тысячи было связано с ограничением доступа к сайтам и сервисам, а также запретом информации по различным основаниям. По сравнению с 2018 годом увеличилось количество запретов информации государственными органами (272,7 тысячи за девять месяцев 2019 года против 161 тысячи за весь позапрошлый год). Выросло также количество кибератак (32 против 20) и гражданских исков, связанных со свободой интернета (79 против 58).
По данным "Агоры" и "Роскомсвободы", в 2019 году почти в два раза сократилось количество случаев уголовного преследования людей за активность в интернете: 200 случаев против 384 в 2018 году. Авторы связывают такую динамику с частичной декриминализацией статьи об экстремизме, но отмечают, что количество приговоров, которое предусматривают реальное лишение свободы, уменьшилось незначительно (38 против 45).
Ярким примером эксперты считают приговор Владиславу Синице, которого отправили в колонию за твит о детях силовиков. Еще пользователей стали часто штрафовать за нарушение закона о неуважении к власти, который вступил в силу в марте, отмечается в докладе, а вот по закону о за нарушение закона о фейковых новостях людей пока преследуют не так часто.
В докладе также говорится о 57 случаях насилия или угроз безопасности в отношении журналистов и блогеров. В частности, упоминаются избиения работников СМИ во время освещения летних протестов в Москве и видеообращение, в котором спикер парламента Чечни назвал блогера Тумсо Абдурахманова своим личным врагом.
Как отмечают эксперты, разные виды вмешательства приводят к разным последствиям: лишение свободы или штраф значительно серьезнее, чем, например, удаление группы в соцсети или ограничение доступа к сайту. Тем не менее авторы при подведении итогов отказались от системы коэффициентов и руководствовались принципом "один факт - один балл".
По данным исследовательской компании GfK, которые приводятся в докладе, в январе 2020 года ежемесячная активная аудитория Рунета достигла почти 94,5 млн человек. Авторы отмечают, что по сравнению с 2018 годом средняя скорость интернет-соединения в России возросла, доступ к нему остается одним из самых дешевых в мире, а государство продолжает развивать IT-технологии и электронные сервисы госуслуг.
При этом организация Freedom House в пятый год подряд называет Россию страной с несвободным интернетом из-за блокировок и арестов пользователей, уточняют исследователи. Авторы исследования делают вывод, что неизменным остается курс "на установление тотального государственного контроля над информацией, пользователями и сетями связи". Они напоминают, что в 2019 году в силу вступили законы об автономном Рунете, фейковых новостях и неуважении к власти.
Главной инициативой по регулированию интернета из 62 предложенных в 2019 году авторы доклада считают закон об автономной работе Рунета, который вступил в силу в ноябре. Власти РФ объясняли, что он нужен для бесперебойной работы российского сегмента интернета в случае внешних угроз. Но как напоминают юристы "Агоры" и "Роскомсвободы", эксперты полагают, что этот закон открывает путь к изоляции Рунета и усилению цензуры. При этом перечня угроз, при которых его будут применять, пока нет.
В 2019 году появились и новый вид ограничений, который не упоминался в докладах за прошлые годы. Речь идет о государственных шатдаунах - ограничении доступа к связи. Например, во время протестов в Ингушетии из-за договора о новых границах с Чечней, московских акций в поддержку незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму и выступлений против строительства мусорного полигона в Шиесе операторы связи по требованию силовиков отключали мобильный интернет.
Авторы исследования отмечают, что в 2019 году на треть выросло количество сайтов и отдельных интернет-страниц, которые попали в реестр Роскомнадзора и были заблокированы. За девять месяцев 2019 года на основании решений МВД, судов, ФНС, Генпрокуратуры и других органов Роскомнадзор внес в реестры запрещенных ресурсов более 270 тысячи сайтов и страниц. Еще на 100 тысяч больше сайтов было направлено операторам связи для блокировки. "Попутной" блокировке подвергается более 4,7 миллиона ресурсов. К концу 2019 году в России блокируется доступ примерно к 315 тысячам интернет-ресурсам.
В частности, упоминается кампания блокировок, которую РКН начал из-за требования удалить расследование об отношениях главы ВТБ Андрея Костина с журналисткой Наилей Аскер-заде, а также инициативы МВД по блокировке материалов "Репортаж из кетаминового транса" (Baza), ""Репортаж из кетаминового транса" (The Village) и "Героин - собственность модели" ("Батенька, да вы трансформер"). При этом, как отмечается в докладе, пользователи пока без проблем обходят блокировки с помощью VPN, Tor и анонимайзеров.
За прошлый год эксперты насчитали 78 дел о неуважении к власти. При этом главным "объектом неуважения" стал президент Владимир Путин, всего таких дел оказалось 44. Вторыми в списке тех, к кому проявляют неуважение, следуют силовики (шесть дел).
Авторы доклада также отмечают, то в прошлом году получил развитие один из новых трендов - преследование IT-бизнеса и программистов. В пример они приводят дело основателей веб-сервера Nginx Игоря Сысоева и Максима Коновалова, а также дело в отношении бывшего заместителя министра связи и одного из основателей Рунета Алексея Солдатова. Авторы доклада считают, что эти дела могут быть признаком начала борьбы с зависимостью от зарубежных сервисов и технологий, что "делает разработку программного обеспечения и поддержку интернет-сервисов рискованным занятием".
"Агора и "Роскомсвобода" приходят к выводу, что российские власти уже перестали считать ограничение свободы слова мерой, которая применяется в крайних случаях, и теперь рассматривают блокировку сайтов, преследование пользователей и ограничение прав СМИ "как инструмент политической борьбы и способ противостоять Западу в информационной войне".
"Точно так же как во время массовых задержаний на мирных демонстрациях в отделах полиции вводят план "Крепость", чтобы не допустить адвокатов и наблюдателей, российские власти объявили крепостью весь Рунет, надеясь скрыть произвол и злоупотребления", - говорится в докладе.