Опубликованное сегодня интервью командующего Северо-Кавказским военным округом Геннадия Трошева газете "Известия", в котором генерал заявил, что считает необходимым ввести смертную казнь для чеченских террористов и вешать боевиков прилюдно на площади, а также назначить вознаграждение за поимку боевиков, вызвало волну резкой критики со стороны российских политиков, причем не только кремлевских, хотя первым отреагировал на вольные высказывания военачальника помощник президента Сергей Ястржембский.

Ястржембский заявил, что решение задач контртеррористической операции в Чечне не может осуществляться в условиях беззакония и попрания российского законодательства. "Ни о каких публичных казнях и расстрелах на месте речи быть не может, - подчеркнул помощник президента. - Боевики, не складывающие оружия, подлежат уничтожению, те же, кто сдается или попадает в плен, должны предстать перед судом".

Помощник президента тактично не стал давать оценку высказываниям Трошева, а спецпредставитель Президента России по обеспечению прав и свобод человека в Чеченской Республике Владимир Каламанов, заявив, что Россия поддерживает идею отмены смертной казни и должна двигаться дальше в сторону укрепление европейских стандартов, отметил, что понимает эмоциональный настрой генерала, так как в Чечне идет очень тяжелая операция, гибнут люди.

Высказывания генерала вызвали бурю эмоций среди российских парламентариев, которые как раз сегодня рассматривали вопрос о похищенных и пропавших без вести в Чечне гражданах, причем в присутствии представителя ПАСЕ лорда Джадда, в очередной раз выразившего обеспокоенность Парламентской ассамблеи СЕ в связи с действиями российакой армии в республике. Председатель думского международного комитета Дмитрий Рогозин заявил, что считает высказывания Геннадия Трошева о публичных казнях чеченских террористов недопустимыми и противозаконными. "Военные должны выполнять задания президента, а комментировать события должны политики", - заявил депутат.

Геннадия Трошева неявно, но все же осудили и в Минобороны: первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерий Манилов заявил, что высказывания Геннадия Трошева - это частное мнение высокопоставленного военного.

По словам уполномоченного по правам человека в РФ Олега Миронова, когда в и без того непростой ситуации кто-то начинает говорить о каких-то внесудебных расправах, такие заявления ничего кроме осуждения не вызывают.

А известный правозащитник депутат Госдумы Сергей Ковалев назвал Трошева жестоким, неумным и истерически настроенным человеком и высказал претензии властям, которые считают возможным дальнейшее пребывание генерала на занимаемой им должности.

"Проявлением дремучести" назвал заявление генерала и первый заместитель руководителя думской фракции "Яблоко" Сергей Иваненко. По его мнению, необходимо дать самый жесткий отпор такого рода высказываниям. Иваненко напомнил, что исторический опыт всех стран показывает - публичная жестокость может породить только такую же жестокость.

Еще один депутат - бывший директор ФСБ Николай Ковалев сказал, что у него "просто не укладывается в голове" то, что предлагает Трошев, которого он знает лично и к которому относится с большой симпатией. "Я не знаю, что с ним произошло, ведь, по сути, он предлагает государству встать на одну доску с террористами", - сказал депутат Ковалев.

Единственным пока политиком, который выразил безусловную поддержку предложениям Геннадия Трошева, стал лидер группы "Народный депутат" Геннадий Райков. "Я поддерживаю Трошева в этом вопросе и считаю, что смертная казнь должна применяться, в том числе публично, особенно если это касается террористов, которые часто тоже действуют публично", - заявил Райков в интервью "Интерфаксу".

"Мы будем настаивать на том, чтобы за это была введена смертная казнь, и, надеемся, получим соответствующую поддержку", - сказал лидер "Народного депутата". По его словам, все аргументы правозащитников, которые выступают против смертной казни, доказывая это заботой о правах человека, не что иное как забота "о правах насильника, а не пострадавшего".