Защита экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева заявила отвод судье Виктору Данилкину
НТВ
 
 
 
Адвокаты в заявлении, опубликованном на сайте Пресс-центра Ходорковского и Лебедева, отмечают, что Данилкин чаще всего отказывает защите в ходатайствах, пользуясь одним и тем же шаблоном
RTV International
 
 
 
Лопашенко дала свой комментарий адвокатам по выходе из суда, заявив, что прецедент обвинительного уклона у суда в деле Ходорковского и Лебедева фактически ставит крест на экономике России
Вести

Защита экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева заявила отвод судье Виктору Данилкину. Адвокаты мотивировали это его заинтересованностью в вынесении исключительно обвинительного приговора. В заявлении, опубликованном на сайте Пресс-центра Ходорковского и Лебедева, приводятся примеры препятствий адвокатам в осуществлении защиты и отмечается: судья относится к закону "цинично и издевательски" и потакает хамству прокурора Лахтина.

Адвокаты отмечают, что Данилкин чаще всего отказывает защите в ходатайствах, пользуясь одним и тем же шаблоном: "Суд не находит законных оснований для удовлетворения ходатайства". В связи с этим защита заявляет, что закон, которым она пользуется - это УПК РФ, в котором "устанавливается прямой запрет, относящийся в том числе и к суду, отклонять любые ходатайства, имеющие значение для дела, тем более делать это безмотивно или по надуманным поводам".

- Ходорковский может выйти в 2011 году, став одновременно Манделой и Монте-Кристо

Как отмечают адвокаты, остается только предполагать, что Данилкин "в своих действиях руководствуется какими-то иными порядками и нормами — например, времен инквизиции и средневекового варварства, либо времён сталинских репрессий, участие в которых покрыло несмываемым позором многих судей и прокуроров", поскольку именно "теми порядками и нормами действительно не было предусмотрено ни малейших возможностей защищающемуся опровергать обвинения".

Приводя конкретные примеры, защита доказывает предвзятость судьи Данилкина неисполнением им его собственных решений. Причем практически все эти факты неисполнения связаны с ходатайствами защиты, против которых активно возражают прокуроры.

Речь идет об отказе вызова на допрос прокуроров и следователей вопреки прежнему решению, не исключающему возможность допроса работников следственных органов.

Откровенным издевательством, по мнению адвокатов, стал отвод от участия в деле доктора юридических наук, профессора Н.А.Лопашенко, одну из известнейших в стране ученых-правоведов, специализирующихся в области экономической преступности. Отводя ее, судья Данилкин сослался на её некомпетентность.

Лопашенко дала свой комментарий адвокатам по выходе из суда, заявив, что прецедент обвинительного уклона у суда в деле Ходорковского и Лебедева фактически ставит крест на экономике России, поскольку "вся экономическая деятельность в России во многом определяется такими договорами, которые существуют по данному делу".

Защита отмечает, что согласно международным нормам, судья должен не только сам вести себя достойно терпеливо, достойно и вежливо в отношении всех участников судебного заседания, но и требовать этого от самих участников. Вместо этого, отмечают адвокаты, "председательствующий откровенно попустительствует издевательству прокурора Лахтина и его коллег над свидетелями и специалистами, приглашенными защитой".

Приводя многочисленные конкретные примеры нарушений судьей Данилкиным законов и международных норм, касающихся судей, защита делает вывод: "вышеперечисленные факты убедительно свидетельствуют в пользу того, что председательствующий на судебном процессе федеральный судья Данилкин В.Н. в силу зависимости от стороны обвинения и, возможно, стоящих за ней сил, а также в силу собственного понимания целей рассмотрения настоящего дела, заинтересован в вынесении исключительно обвинительного и заведомо незаконного приговора в отношении Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л.. С этой целью он всячески препятствует осуществлению защитой своих профессиональных обязанностей, игнорирует предписания закона, неспособен и не стремится обеспечить равенство сторон, и поэтому мы не находим законных оснований для его дальнейшего участия в деле".

Последний раз отвод судье Данилкину адвокаты заявляли в мае 2010 года в связи с очередным продлением срока ареста Ходорковского и Лебедева. Однако Данилкин отказался взять самоотвод, поскольку не нашел для этого оснований.

С апреля 2010 года сторона защиты начала предоставление своих доказательств невиновности обвиняемых. В ходе слушаний Ходорковский устроил самодопрос, в ходе которого доказывал абсурдность предъявленных обвинений. Например, предлагал судье и прокурору попробовать похитить нефть из банки со скважинной жидкостью.

Кроме того, были заслушаны показания бывших и действующих высокопоставленных чиновников. На суде выступили бывший глава Центробанка Виктор Геращенко, бывший глава правительства Михаил Касьянов, бывший министр экономики Герман Греф и действующий глава Минпромторга Виктор Христенко. Все они либо напрямую подтверждали невиновность подсудимых, либо говорили о том, что никогда не слышали о хищениях такого масштаба.

В конце июня лауреат Нобелевской премии мира 1986 года Эли Визель начал свою кампанию за освобождение "политзаключенного" Ходорковского. Во время визита Медведева в США он устроил в Нью-Йорке прием, на который были приглашены 30 видных американских деятелей. Целью встречи было обсуждение способов давления на руководство РФ с тем, чтобы способствовать освобождению Ходорковского.

Напомним, Платон Лебедев был арестован в июле 2003 года, Михаил Ходорковский - в конце того же года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом Москвы к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонии. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому.

Тогда же, в 2005 году, когда еще завершался первый процесс в Мещанском суде, стало известно о втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева. В 2009 году в связи с предстоявшим по нему судом оба были возвращены в Москву и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.