Особо тяжкие дела, совершенные на территории Чеченской республики российскими военнослужащими до введения судов присяжных в Чечне, подлежат рассмотрению военными судами без участия присяжных заседателей. К такому выводу пришел в четверг Конституционный суд РФ, рассмотрев дело по заявлению президента Чечни Алу Алханова, поданному в связи с так называемым "делом Ульмана".
Глава Чечни оспаривал ряд норм федерального законодательства, на основании которых дело рассматривалось военным судом без участия присяжных из Чечни.
Напомним, четверо военнослужащих во главе с капитаном Эдуардом Ульманом обвиняются в убийстве шести жителей Шатойского района Чечни. Инкриминируемые группе Ульмана преступления были совершены в январе 2002 года. Северо-Кавказский военный суд, где рассматривается дело, дважды на основании вердикта присяжных выносил подсудимым оправдательный приговор. Новый, третий по счету судебный процесс 3 февраля был приостановлен до решения Конституционного суда, сообщает ИТАР-ТАСС.
Запрос Алханова в КС был объединен с жалобой жительницы Чечни Коки Тубуровой, проходящей в качестве потерпевшей по "делу Ульмана". Заявители полагают, что это уголовное дело должно рассматриваться в суде по месту совершения преступления, а суд присяжных должен формироваться из жителей того региона, где совершено преступление. Если же, как в данном случае в Чечне, суд присяжных отсутствует, дело надлежит рассматривать трем профессиональным судьям того суда, которому оно подсудно, считают заявители.
Помимо федеральных законов "О военных судах РФ" и "О присяжных заседателях", представители Чечни подвергли сомнению конституционность федерального закона "О введении в действие УПК РФ", согласно которому суд присяжных начнет действовать в Чечне лишь с 1 января 2007 года.
Как указывается в постановлении КС, решение о введении в действие судов присяжных на территории Чечни с 1 января 2007 года не противоречит Конституции. Также, по мнению КС РФ, не противоречат Конституции нормы законов, позволяющие рассматривать дела о совершенных военнослужащими преступлениях окружным военным судом, который вправе сформировать коллегию присяжных из граждан, проживающих на территории, где было совершено преступление.
"При невозможности сформировать коллегию присяжных дела подлежат рассмотрению в ином установленном законом составе суда без участия присяжных заседателей, при том, что смертная казнь на территории РФ не применяется", - говорится в постановлении КС.
В постановлении также говорится: "То, что суды присяжных вводятся на территории Чечни с 1 января 2007 года, не противоречит Конституции". Следовательно, делает вывод Конституционный суд, особо тяжкие дела, совершенные на территории республики, подлежат рассмотрению в ином установленном законом составе суда.
При этом Конституционный суд напоминает, что в соответствии с вынесенным им ранее постановлением на всей территории РФ действует запрет на вынесение смертной казни.
"Несмотря на значительный срок, прошедший со дня вступления в силу Конституции РФ (предусматривает право обвиняемых в особо тяжких преступлениях на рассмотрение их дел судом присяжных), отсутствие судов присяжных на всей территории РФ само по себе не может рассматриваться как нарушение Конституции. Отсрочка в реализации этого права (права на суд присяжных) не означает ограничения права на справедливый суд, поскольку смертная казнь не назначается", - указывается в постановлении КС.
Таким образом, отмечает КС РФ, особо тяжкие дела, совершенные на территории республики, где введение судов присяжных предусматривается с 1 января 2007 года, могут рассматриваться "в ином установленном законом составе суда", то есть профессиональными судьями.
Представитель Алханова удовлетворен постановлением Конституционного суда
Представитель президента Чечни адвокат Мурад Мусаев удовлетворен решением Конституционного суда России, принятым по заявлению Алу Алханова, которое было подано в связи с так называемым "делом Ульмана".
"Мы рады, что суд принял такое решение и указал точное толкование законов. Теперь у Северо-Кавказского окружного военного суда не будет таких возможностей для маневра, которые он использовал до сих пор", - сказал Мусаев после оглашения постановления КС по запросу президента Чечни Алу Алханова.
По словам адвоката, до вынесения этого решения "у правозащитного сообщества и адвокатов возникали опасения, что данный механизм (суд присяжных ) может быть использован для массового оправдания военнослужащих, совершивших преступления против жителей республики".
В то же время, как отметил адвокат, с формальной стороны КС РФ не признал оспаривавшиеся Алхановым нормативные акты неконституционными, а просто дал их конституционно-правовое толкование, которое подлежит обязательному исполнению на всей территории РФ.
Адвокат также напомнил, что накануне в Государственную Думу по инициативе депутатов от "Единой России" был внесен законопроект, предусматривающий возможность формирования в Чечне списков присяжных в обход муниципального уровня - на уровне госвласти субъекта РФ.
"Если это решение будет принято, в таком случае не исключено, что "дело Ульмана" может еще быть рассмотрено и судом присяжных", - отметил адвокат. Он также напомнил, что в соответствии с ранее принятым Конституционным судом постановлением запрет на вынесение смертных приговоров на всей территории РФ действует до того момента, когда во всех субъектах РФ будут введены суды присяжных. Суд присяжных на территории Чечни, которая осталась единственной республикой, где он пока не действует, будет введен с 1 января 2007 года. "После этого на территории РФ законодатель может восстановить смертную казнь", - сказал Мусаев.