Михаил Ходорковский, 6 апреля 2010 года
Reuters
 
 
 
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, 6 апреля 2010 года
Reuters
 
 
 
Михаил Ходорковский, 6 апреля 2010 года
Reuters

Бывший глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский, выступая во вторник на процессе в Хамовническом суде Москвы по второму уголовному делу, отверг выдвинутые против него обвинения в хищении нефти и предложил прокуратуре прекратить дело в этой части.

Как отметил Ходорковский, факт пропажи нефти "дочек" компании ЮКОС, в хищении которой его обвиняют, документально не зафиксирован. В связи с этим экс-глава компании ЮКОС попросил суд предложить прокуратуре разъяснить, где содержатся документы, подтверждающие, что нефть действительно была похищена. В случае если этого не будет сделано, Ходорковский предложил представителям прокуратуры отказаться от выдвинутого обвинения и дело в этой части прекратить, передает "Интерфакс". Напомним, что, по мнению прокуратуры, Ходорковский и Лебедев похитили всю нефть, добытую "ЮКОСом" с 1998 по 2003 год, - в общей сложности 350 миллионов тонн.

- Ходорковский пояснил свои доводы при помощи банок
- Судья отказался взять самоотвод
- Ходорковский сформулировал вопросы для "свидетеля защиты" Путина

Для того, чтобы помочь своему подзащитному разъяснить суду разницу в понятиях "нефть" и "право собственности" на нее, адвокаты Ходорковского принесли в суд две банки с нефтью и скважинной жидкостью (смесь нефти, воды и примесей). Появление в зале банок с нефтью вызвало недовольство судьи, который приказал вынести горючую жидкость из зала.

Михаил Ходорковский в своей речи попросил вызвать в суд в качестве свидетеля следователя Каримова, который вел второе уголовное дело о хищении всей нефти ЮКОСа в 1998-2003 годах, чтобы тот разъяснил, на каком основании было возбуждено уголовное дело. По словам экс-главы ЮКОСа, факт пропажи нефти никем не обнаружен и ничем не подтвержден. Как напомнил Ходорковский, согласно российскому законодательству возбуждать дело на основании предположения нельзя. "Закон не позволяет следователю самому придумывать факт или событие преступления", - пояснил экс-глава ЮКОСа.

Ходорковский пояснил свои доводы при помощи банок

Для лучшей иллюстрации доводов Ходорковского его адвокаты принесли в суд две банки - литровую с сырой нефтью и трехлитровую со скважинной жидкостью. Указывая на них, подсудимый отметил, что гособвинение не разделяет эти понятия, в то время как нефть можно отличить от скважинной жидкости даже на вид. По мнению Ходорковского, прокуратура объединяет понятия нефти и скважинной жидкости с другим понятием - "правом собственности на нефть".

Как сказал Ходорковский, нефть можно перелить из емкости в емкость и перекачать, в то время как право собственности "нельзя перекачать, но можно передать". По его словам, нефть и право собственности на нефть в практике нефтяной торговли переводятся разными способами и разным лицам. При этом путать эти вещи, по мнению Ходорковского, может "либо некомпетентный, либо недобросовестный человек".

Ходорковский пояснил суду, что ЮКОС скупал у своих "дочек" не саму нефть, а права на нее, передает РИА "Новости". "Нефть у "Юганскнефтегаза", "Самаранефтегаза" и "Томскнефти" никуда не пропала. Какие-либо документы, свидетельствующие о пропаже нефти, не имеются не только в этом уголовном деле, но и вообще не существуют", - отметил экс-глава ЮКОСа.

После этого Ходорковский приступил к разъяснению суду этих понятий на практике. Экс-глава ЮКОСа попросил представителя гособвинения Валерия Лахтина представить, что он продает ему право собственности на нефть в банке. "Смотрите, нефть остается на столе, а право собственности на нее переходит", - пояснил Ходорковский. По словам бизнесмена, он хотел наглядно представить суду три разных предмета, которые прокуратура называет одним словом.

Такие объяснения в итоге не понравились председательствующему на процессе судье Виктору Данилкину, который попросил вынести горючие жидкости из зала. Это распоряжение вызвало смех у присутствующих на процессе. Судья объяснил свои требования противопожарной безопасностью. "Я ничего не вижу смешного в том, что горючие жидкости находятся в зале, где много людей, всего одна дверь", - заявил Данилкин, поинтересовавшись у защиты Ходорковского, нет ли у них еще и бензина для усугубления ситуации. Судебные приставы вынесли банки с нефтью.

Судья отказался взять самоотвод

Отметим, что Ходорковский будет продолжать излагать свою позицию на последующих заседаниях. На прошедшем накануне заседании адвокаты Ходорковского и Лебедева заявили ряд ходатайств, в частности, они просили отвести группу прокуроров, с участием которых рассматривается дело. Защита считает, что у гособвинителей есть личная заинтересованность в исходе процесса. Суд с таким мнением не согласился и требование об отводе не удовлетворил, сообщает ИТАР-ТАСС.

Председательствующий на процессе судья Виктор Данилкин отказался взять самоотвод, отклонив соответствующее ходатайство фигурантов уголовного дела. Адвокаты экс-главы ЮКОСа настаивали на отводе судьи, поскольку, по их мнению, он неоднократно допускал нарушение прав Ходорковского и бывшего главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. Прокуратура признала доводы защиты не обоснованными. Данилкин оснований для удовлетворения ходатайства о своем отводе также не нашел.

Адвокаты также заявили суду, что дело в отношении их подзащитных нужно прекратить, поскольку российское государство признало в Европейском суде по правам человека, что все активы принадлежали НК ЮКОС, при такой постановке вопроса хищение активов у дочерних компаний, в чем обвиняются фигуранты, является абсурдом.

Напомним, что прокуратура завершила представление доказательств вины Ходорковского и Лебедева по второму уголовному делу в отношении них неделю назад. Гособвинение исследовало письменные доказательства и вызвало в суд около 50 свидетелей.

Михаил Ходорковский был арестован в конце 2003 года, Платон Лебедев - в июле того же года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом Москвы к девяти годам лишения свободы каждый по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов. Позже Мосгорсуд снизил наказание до восьми лет.

О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева прокуратура заявила в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. В 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоящим судом по второму делу и с тех пор содержатся в следственном изоляторе. 12 февраля 2010 года Хамовнический суд Москвы продлил срок содержания под стражей обоих подсудимых до 17 мая. Обвинение завершило предоставление доказательств вины подсудимых и допрос фигурантов дела 29 марта. Защита Ходорковского и Лебедева собирается допросить в ходе судебного следствия 478 человек.

Генпрокуратура РФ инкриминирует бывшим руководителям "ЮКОСа" "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию". В ходе предварительного следствия было установлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК "ЮКОС" и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК) в период с 6 ноября по 12 июня 1998 года на сумму 3,6 млрд рублей.

Согласно данным расследования, Ходорковский и Лебедев также совершили легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО "ВНК" в 1998-2000 годах на эту же сумму. Кроме того, обвиняемые совершили хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК ЮКОС" в 1998-2003 годах, ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть ВНК" на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998-2004 годах в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США, считают в прокуратуре.