Противоречивые сведения поступают о состоянии Дмитрия Ковтуна, давшего следователям Генпрокуратуры России и Скотланд-Ярда показания по делу об отравлении Александра Литвиненко. По неофициальным данным, он в тяжелом состоянии. Адвокат Андрея Лугового, партнера Ковтуна, категорически опровергает эту информацию, называя ее "провокацией".
В четверг практически сразу по завершении допроса Ковтун впал в кому, сообщили "Интерфаксу" информированные источники в Москве. "По оценке врачей, состояние Ковтуна критическое", - сказал один из собеседников агентства.
Напомним, что факт отравления Ковтуна полонием-210 подтвержден. Причем речь идет о поражении желудочного тракта, что свидетельствует о том, что его также пытались отравить, либо он ел или пил что-то из того, чем отравился экс-сотрудник ФСБ Александр Литвиненко.
По неофициальным данным, у Ковтуна те же симптомы, которые наблюдались у Литвиненко, скончавшегося от воздействия радиоактивного полония-210. "Ковтун успел дать важные свидетельские показания, после чего российскими следователями было принято решение возбудить уголовное дело по статье "покушение на убийство", - добавил источник.
Со своей стороны источники в медицинских кругах сообщили "Интерфаксу", что состояние Ковтуна оценивается как тяжелое. "У него поражены жизненно важные внутренние органы, в частности печень и почки, от воздействия радиоактивных нуклидов", - сказал собеседник агентства.
Представители Генеральной прокуратуры России воздержались от комментариев в связи с информацией о резком ухудшении состояния Ковтуна. "На данном этапе расследования комментариев мы не даем", - заявил официальный представитель ведомства. В Скотланд-Ярде также отказались комментировать сведения об ухудшении состояния здоровья.
С опровержением информации о критическом состоянии Ковтуна выступил адвокат Андрей Ромашов, представляющий интересы Андрея Лугового, партнера по бизнесу Ковтуна. "Я только что связывался с представителем Дмитрия Ковтуна и он полностью не подтвердил эту информацию", - сообщил ИТАР-ТАСС Андрей Ромашов.
"С Ковтуном общались несколько минут назад, и его состояние абсолютно идентично, тому, в котором он накануне давал показания представителям Генпрокуратуры РФ и агентам Скотланд-Ярда", - заявил Ромашов. "Я считаю, что эта информация является чистой провокацией", - заявил адвокат.
В беседе с "Интерфаксом" адвокат Ромашов, между тем, затруднился уточнить, каково нынешнее состояние Ковтуна. "Я не врач, знаю лишь, что ему было плохо", - добавил адвокат. А в разговоре с РИА "Новости" он заявил, что "состояние Ковтуна удовлетворительное". Радиостанция "Эхо Москвы" попыталась связаться с Дмитрием Ковтуном, однако его телефон не отвечает.
Напомним, что Ковтуна допрашивали следователи Генпрокуратуры в присутствии британских сыщиков 5 и 6 декабря в качестве свидетеля. Он находится в той же больнице, что и Андрей Луговой, которого считают ключевым свидетелем по "делу Литвиненко". Допрос последнего в четверг вновь отложен - уже в третий раз. Ранее следователи планировали допросить Лугового 6 декабря, но затем допрос был перенесен на 7 декабря.
Как сообщил ИТАР-ТАСС его представитель Андрей Ромашов, допрос "был отложен, видимо, по техническим причинам". Сам Луговой также находится в клинике на обследовании, но пока неизвестно, пришли ли врачи к каким-либо выводам. Адвокат подчеркнул, что статус Лугового не изменился, он все еще является свидетелем и будет допрошен именно в этом качестве.
В четверг Генеральная прокуратура России сообщила о возбуждении уголовного дела по факту убийства в Лондоне Александра Литвиненко и отравления Дмитрия Ковтуна. Напомним, что накануне британские следователи заявили, что экс-офицер ФСБ Литвиненко умер насильственной смертью, причиной которой стал обнаруженный в его организме полоний-210.
Что касается применявшихся средств, мотива, а также личностей тех, кто несет ответственность за смерть Литвиненко, и отравление Ковтуна, то ни британские, ни российские следователи пока не пришли к каким-либо заключениям.
"Проверкой установлено, что Александр Литвиненко скончался в результате отравления радиоактивным нуклидом, а у Дмитрия Ковтуна, встречавшегося в октябре 2006 года в Лондоне с Литвиненко, было выявлено заболевание, также связанное с отравлением радиоактивным нуклидом", - отметили в Генпрокуратуре. Уголовное дело возбуждено по ч. 2. ст. 105 (убийство, совершенное общеопасным способом) и ч. 2 ст. 105 и ч. 3 ст. 30 (покушение на убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом) УК РФ.
При этом Генпрокуратура России заявила о готовности направить своих следователей в Лондон. "Мы не исключаем, что в случае необходимости, для более тщательного изучения обстоятельств по делу группа сотрудников Генпрокуратуры может вылететь в Великобританию для работы на месте", - заявила "Интерфаксу" в четверг официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.
Напомним, что по словам Андрея Лугового, "Александр Литвиненко, мой деловой партнер Дмитрий Ковтун и я 17 октября были в Лондоне на встрече в офисе компании Erinys". Там впоследствии были найдены следы радиации. Таким образом, не исключено, что Литвиненко мог быть отравлен не 1 ноября, в день последней встречи с ним Лугового и Ковтуна.
По словам Лугового, в тот день Ковтун также был вместе с ним, когда он встречался в гостинице с Литвиненко. "Утром моя семья отправилась на экскурсию по Лондону, - рассказывал Луговой. - Дмитрий и я пошли на деловую встречу. Я поговорил с Литвиненко, и мы договорились днем встретиться". Ковтун прибыл в Лондон - утром 1 ноября из Гамбурга. Луговой и Ковтун вернулись в Москву вместе рейсом 3 ноября.
Отметим, что в эфире "Эха Москвы", который состоялся на следующий день после смерти Литвиненко, т.е. 24 ноября, Ковтун сообщил, что познакомился с ним 16 октября. По его словам, познакомил их Андрей Луговой. По признанию Дмитрия Ковтуна, 16-го октября, "когда мы познакомились мы ужинали, 17-го мы ужинали вместе за две недели до этого в китайском чайна-таун".
Ковтун рассказал, что занимается консалтингом - помогает западным компаниям выйти на российский рынок. И Литвиненко был ему интересен тем, что у того имелись "серьезные контакты с серьезными английскими компаниями, которые имели желание настойчиво выйти на российский рынок. Но испытывали трудности в этом плане". "Мы встретились 16 октября, когда прилетели в Лондон, в том числе провели встречу с ним с Андреем (Луговым - прим. NEWSru.com). И посещали офис двух английских компаний, очень серьезных", - рассказал Ковтун.
В том же эфире Луговой рассказал, что Дмитрий Ковтун с Литвиненко "встречался дважды, до этого (Ковтун) никогда (Литвиненко) не видел и не знал". "И мы когда встречались, я его даже не предупреждал, что будет еще один человек. И Александру (Литвиненко) я не говорил. Потому что Дмитрий (Ковтун) приезжал, у нас есть совместные проекты с компанией, не связанные с Александром (Литвиненко)", - пояснил Луговой.
По его признанию, он перед встречей с Литвиненко сомневался в серьезности его связей. "Но когда он меня привел в одну компанию, другую, я название компаний передал в британское посольство, я вас уверяю, если бы я назвал названия этих компаний, и чем они занимаются за рубежом и в каких странах, это бы вызвало, может быть, даже сенсацию. Но я пока этого делать не буду", - заключил Луговой.
В четверг появилось в печати имя Вячеслава Соколенко - делового партнера Андрея Лугового, который, по предположению некоторых СМИ, был третим на той встрече 1 ноября. Однако по информации ИТАР-ТАСС он отрицает свое знакомство с покойным Литвиненко. "Я действительно был в Лондоне с моим партнером Андреем Луговым и его семьей, но на встрече с Александром Литвиненко не присутствовал, - заявил он в беседе информагентством. - Я не был с ним даже знаком".
Между тем 24 ноября в упомянутой радиопередаче "Эха Москвы" Соколенко говорил, что с Литвиненко 1 ноября он не встречался, но прямой контакт с ним все же имел: "Единственное, что мы поздоровались, но я честно говоря на тот момент даже не думал, что это вообще Александр Литвиненко".
Андрей Луговой - бывший офицер ФСБ, Вячеслав Соколенко и Дмитрий Ковтун - деловые партнеры и друзья Андрея Лугового, которые встречались с Александром Литвиненко. Луговой, Соколенко и Ковтун - выпускники разных лет Московского командного училища.
Западные СМИ пишут о причастности к отравлению Литвиненко ветеранов спецслужб РФ
На фоне отсутствия каких-либо официальных данных о подозреваемых в иностранных СМИ все усиленней рассматривается версия о причастности к убийству Кремля и спецслужб РФ.
В четверг о причастности ветеранов СВР к убийству по некоему "расстрельному списку" вновь заявил в интервью британской The Daily Telegraph бывший сослуживец экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко Евгений Лимарев.
Лимарев, записку которого покойному Литвиненко передал Скарамелла, сообщил, что его жизни угрожают. Он считает, что будет следующим и указывает на организацию ветеранов СВР "Честь и достоинство", возглавляемую бывшим офицером СВР Валентином Величко. Лимарев заявил, что его машина в Италии была взломана, а ключи от дома во Франции были похищены: "Они взяли некоторые документы, а через несколько дней пытались проникнуть в мой дом во Франции".
Как заявил Лимарев, он подозревает в смерти Литвиненко организацию "Честь и достоинство" под руководством Валентина Величко. Кроме того, он подозревает ту же организацию в причастности к убийству журналистки Анны Политковской. По данным Лимарева, в настоящее время Величко находится в одной из стран Западной Европы.
"Нет никаких сомнений, что следы ведут в Россию. В этом я уверен на 100%, но я не могу с уверенностью сказать, кто именно это сделал. Путин не имеет к этому непосредственного отношения, но он создал такую политическую атмосферу, и он хорошо знает и понимает, что происходит в спецслужбах ", - добавляет Лимарев.
В Фонде ветеранов разведки и дипломатической службы "Честь и достоинство" назвали эти обвинения бредом и готовят иск к изданиям, распространившим соответствующую информацию. "То, что написал ряд зарубежных СМИ, иначе как бредом назвать не могу. Если бы обвинения касались лично меня, то я не стал бы удостаивать чести комментировать предателей и публикации газет, которые на своих страницах пишут разные нелепицы", - заявил президент фонда Величко. "В данном случае, - сказал он, - задеты честь и доброе имя нашего фонда, и мы консультируемся с юристами, в том числе со специалистами по международному праву, и намерены защищать в суде свои честь и достоинство".