Die Welt: если Путина считать топ-менеджером экономики России, его бы надо уволить
Коллаж NEWSru.com
 
 
 
Хотя дело ЮКОСа с момента замораживания счетов концерна в апреле ослабило российский рынок ценных бумаг именно на такую сумму, однако политические наблюдатели в Москве утверждают, что в случае банкротства концерна и смены его собственника победителем окаж
Архив NEWSru.com
 
 
 
Тем временем настоящими победителями в споре за собственность ЮКОСа оказываются силовики, представители армии и спецслужб в кремлевской администрации
Архив NEWSru.com

Менеджера, по вине которого рыночная капитализация его концерна в течение трех месяцев снизилась на 55 млрд долларов, вышвырнули бы вон без всяких сомнений. Но это не касается российского президента. Хотя дело ЮКОСа с момента замораживания счетов концерна в апреле ослабило российский рынок ценных бумаг именно на такую сумму, однако политические наблюдатели в Москве утверждают, что в случае банкротства концерна и смены его собственника победителем окажется Владимир Путин. Об этом в среду пишет немецкая газета Die Welt.

"Это укрепляет политическую позицию Путина", - уверен политолог Вячеслав Никонов, внук Молотова. Смена владельца, под этим подразумевается национализация ЮКОСа, стала бы в глазах преобладающей части населения правильным шагом, успешным ударом по непопулярным олигархам, говорит президент фонда "Политика". "Шум" поднимется только на Западе, что скажется там негативно на имидже президента, сказал Никонов.

Ответственность за столь шумную озабоченность в западных странах несет в основном ЮКОС, который за это "заплатил". Никонов считает, что в настоящее время никакой компромисс уже невозможен. Концерн сам выбил у себя почву из-под ног, действуя по принципу "Мы белые и пушистые, а Путин - это кровавый монстр". Тем самым судьба концерна была предрешена, говорит Никонов, допуская, таким образом, косвенное участие Путина в развитии ситуации.

Публицист Юлия Латынина выражает свои мысли еще более прямо: "Все, что ни делается в России, делается по инициативе президента". Он просто показал всем собственникам, "что их имущество принадлежит им лишь условно, а именно до тех пор, пока Генеральная прокуратура и президент не приняли иного решения".

Этот урок на примере отдельного дела был необходим для укрепления личной власти Пунина, полагает Латынина. При этом она уверена, что для главы Кремля не последнюю роль сыграли и личные причины. Она напоминает о встрече олигархов с президентом в Кремле.

Воспользовавшись моментом, тогдашний глава ЮКОСа Михаил Ходорковский пожаловался на коррупцию в государственном аппарате и высказал свое видение преобразования России. "Это было воспринято как личный вызов, как сознательное оскорбление". Ксения Юдаева из московского Центра Карнеги говорит даже о "личной мести".

Тем временем настоящими победителями в споре за собственность ЮКОСа оказываются силовики, представители армии и спецслужб в кремлевской администрации. Путин, как полагает Латынина, скорее всего, был бы удовлетворен, если бы Ходорковский лишился контрольного пакета акций концерна. Однако в окружении президента имеются люди, которые хотят "проглотить" ЮКОС и которых Путин не контролирует. Меж тем силовики обрели власть, позволяющую им напасть на любого, кто стоит у них на пути. Они сейчас, считает Юдаева, имеют сильные политические позиции. Дело ЮКОСа позволяет им "приобрести еще и экономическое влияние".

"Петербургские силовики победили семейный клан Ельцина", - полагает и Алексей Мухин, глава Центра политической информации. Дело ЮКОСа, считает он, лишь на первый взгляд связано с экономикой, это политическое дело в борьбе за власть в России. Сейчас "семья" потерпела горькое поражение, но у нее остался еще один козырь - господин Дерипаска. "Он будет следующим после Ходорковского", - предсказывает Мухин.

Олег Дерипаска, состояние которого оценивается в несколько миллиардов долларов, женат на дочери Юмашева, зятя Ельцина, и владеет алюминиевым бизнесом.