Конституционный суд РФ признал соответствующими Основному закону нормы законодательства о некоммерческих общественных организациях (НКО) - "иностранных агентах", но уточнил порядок их применения
Global Look Press
 
 
 
Также КС признал, что критика по отношению к власти не может быть единственным основанием для признания НКО "иностранным агентом"
Global Look Press
 
 
 
В постановлении КС говорится, что любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент" отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишены конситуционно-правовых оснований
Global Look Press

Конституционный суд РФ признал соответствующими Основному закону нормы законодательства о некоммерческих общественных организациях (НКО) - "иностранных агентах", но уточнил порядок их применения. Как постановила судебная инстанция, не соответствует Конституции норма о штрафах за нарушение закона, запрещающая устанавливать их размер ниже низшего предела. Соответствующее постановление было провозглашено на заседании во вторник.

Также КС признал, что критика по отношению к власти не может быть единственным основанием для признания НКО "иностранным агентом", передает "Интерфакс". Как также уточнил судья-докладчик по делу Сергей Князев, не каждая организация, получающая иностранное финансирование, должна признаваться "иностранным агентом". Такими агентами считаются только организации, которые имеют цель и намерение участвовать в политической деятельности. Суд постановил, что даже перечисление денег из-за рубежа не является основанием для признания НКО "иностранным агентом" - организация должна воспользоваться деньгами.

В постановлении КС говорится, что любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент" отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишены конституционно-правовых оснований, такой термин не несет негативного смысла и не дискредитирует организацию, передает ИТАР-ТАСС. "Если кто-то воспринимает это как негативную характеристику своей деятельности, может, у кого-то на это есть веские основания. Пусть это останется на его совести", - заявил Сергей Князев. Выделение таких НКО, по мнению КС, направлено на соблюдение значимых публичных интересов и соблюдение государственного интереса.

Как отмечается в вынесенном решении, суд руководствовался тем, что оспариваемые нормы не предполагают вмешательства государства в определение организациями приоритетов деятельности, устанавливают уведомительный порядок регистрации, не препятствуют финансированию из зарубежных или российских источников и исходят из презумпции законности деятельности НКО.

По мнению КС, размер штрафов, предусмотренный законом для физических и юридических лиц, противоречит Конституции, поскольку не позволяет назначать наказание ниже низшего предела. В связи с этим суд считает, что в Кодекс об административных правонарушениях должны быть внесены посвященные этому изменения.

Решение КС может привести к "дальнейшим репрессиям" НКО

Сопредседатель движения "Голос" Григорий Мельконьянц увидел в постановлении Конституционного суда РФ по закону об НКО-иноагентах лишь попытку запустить очередную волну проверок и санкций в отношении некоммерческих организаций, передает "Интерфакс". "Я прогнозирую, что это решение Конституционного суда нашей бюрократической машине развяжет руки по дальнейшим репрессиям НКО. Их правомерность будет подкреплена решением КС. И я думаю, что можно ждать очередного витка и волны проверок и санкций в отношении НКО, которые продолжают получать иностранное финансирование", - пояснил собеседник агентства.

По его мнению, "КС пошел по наихудшему варианту для некоммерческих организаций, не оправдав даже минимальные надежды, которые у них были". "Я уже не говорю о том, что Конституционный суд в целом посчитал, что установление в России такой категории, как НКО, выполняющие функции иностранного агента, это конституционно", - отметил Мельконьянц.

Вместе с тем собеседник подчеркнул, что КС признал избыточными последствия для физических лиц - руководителей организаций по привлечению к административной ответственности. "Поэтому лица, которые уже были привлечены, имеют право требовать сокращения этих сумм. И в будущем, если руководители организаций будут привлекаться, то суды будут в меньшей степени устанавливать эту ответственность", - разъяснил Мельконьянц.

Эксперт убежден, что единственной надеждой НКО теперь является Европейский суд по правам человека. "Сейчас, я думаю, ускорится рассмотрение этой темы в ЕСПЧ, потому что обращение в КС затормаживало эти процессы, так как европейцы ожидали это решение. Также мы ждем решения Венецианской комиссии, которая, насколько мне известно, тоже ожидала решения Конституционного суда", - сказал Мельконьянц.

Закон об НКО -"иностранных агентах" был принят летом 2012 года. По этому закону некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, объявляются "иностранными агентами" и включаются в специальный реестр. За нарушение требований закона НКО предусмотрены суровые санкции. За непредставление или несвоевременное представление такой НКО информации в госорган, назначен штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей для должностных лиц и от 100 тыс. до 300 тыс. рублей - для юридических.

В случае если НКО - "иностранный агент" продолжает работать, несмотря на решение о приостановке ее деятельности, наказание определено в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей для организаторов работы НКО, для ее участников - от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. "Злостное уклонение" от предоставления документов для включения в реестр карается либо штрафом в размере до 300 тыс. рублей, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Закон об НКО - "иностранных агентах" неоднократно подвергался критике общественных деятелей и правозащитников. Заявителями по делу, по которому было вынесено решение КС, выступили подвергшиеся санкциям фонд "Костромской центр общественных инициатив" и несколько граждан. Жалобу в судебную инстанцию направил и Владимир Лукин, занимавший в то время пост уполномоченного по правам человека в РФ. Заявители потребовали признать не соответствующими Конституции и КоАП ряд положений закона.

Как стало известно на днях, именно закон об НКО - "иностранных агентах" стал причиной того, что протестующие против него общественные организации Крыма отказались перейти под юрисдикцию РФ - либо самоликвидировались, либо уехали в Киев.