В Ханты-Мансийском автономном округе вместо кареты "Скорой помощи" - вертолет. Транспорт куда более дорогой, но добраться от города до оленеводческих поселков иногда можно только по воздуху. Живущий в тайге человек, если у него прихватит сердце или ему потребуется срочная операция, может рассчитывать на действительно скорую помощь. Медицинский вертолет совершает несколько рейсов за одну смену - ситуация для России уникальная.
Ни с топливом для вертолетов, ни с деньгами на здравоохранение проблем нет. В Ханты-Мансийском округе обширные запасы нефти и процветающие нефтедобытчики в состоянии расплатиться с местными бюджетами. В больнице небольшого оленеводческого поселка Казым есть даже собственный стоматологический кабинет. Пожилые женщины народа ханты могут похвастаться здоровыми зубами. В клиники Ханты-Мансийских селений приезжают работать медики из куда более теплых краев. Это объясняется просто.
"Если сравнивать их с нефтяниками, с газовиками, конечно, получают они не по труду, - говорит о размере зарплат Валентина Андреева, главный врач Белоярского района. - Если сравнивать их с такими же врачами, которые находятся в средней полосе России, конечно, получают зарплату намного выше. Раза в два, наверное".
Поднявшийся на нефтедолларах Ханты-Мансийск выглядит как оазис в вечной мерзлоте. По роскоши интерьеров и уровню оборудования местная больница поспорит с европейскими клиниками. Но методология равного для всех и бесплатного здравоохранения сохранена прежняя.
Тем не менее, проблемы у ханты-мансийских врачей с пациентами есть. Молодежь городов, где живут нефтедобытчики, потребляет тяжелые наркотики, и люди народа ханты привержены спиртному. Но ситуация, когда бюджетные деньги действительно доходят до тех, кто в них нуждается, оставляет надежду на выздоровление.