Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ничего не знает о докладе силовиков главе государства относительно хода расследования убийства Бориса Немцова, о котором в среду сообщила пресса. "Мне неизвестны детали всех докладов правоохранительных и силовых служб. Да, и невозможно разглашать", - заявил Песков радиостанции "Эхо Москвы", подчеркнув, что об этом нужно спрашивать только у следствия.
Еще один вопрос, взбудораживший общественность, - о том, что существует "расстрельный список", состоящий из российских политиков и журналистов, о котором якобы доложили Путину, Песков назвал абсурдным.
Напомним, "Новая газета" накануне написала, что на прошлой неделе президенту был представлен доклад о ходе расследования убийства Немцова, в котором, по информации издания, называлось имя организатора этого преступления. В своем расследовании издание со ссылкой на слова бывшего мэра Грозного Беслана Гантамирова сообщает, что "вероятного организатора" преступления зовут Руслан, он имеет звание майора. "Его фамилия известна президенту", - заявил Гантамиров, не называя ее.
- Видеозапись из ночного клуба подтверждает алиби одного из подозреваемых в убийстве Немцова
- В суде пояснили, что спрашивали лишь мнение Дадаева об аресте, а не о его виновности
- Правозащитники просят Генпрокуратуру и СК РФ проверить информацию о пытках подозреваемых
- Правозащитников вызывают в СК после их визита к арестованным по делу Немцова
- Пресс-секретарь Ходорковского нашла у своей входной двери похоронный венок
В статье отмечалось, что в комментариях для прессы силовики сделали лишь один намек - о том, что близкий родственник Руслана является "высокопоставленным чеченским силовиком". Оппозиционер Алексей Навальный предположил, что речь идет о Руслане Геремееве. Его дядя Сулейман Геремеев - сенатор от Чеченской республики в Совете Федерации, а близкий родственник (то ли дядя, то ли двоюродный брат) Адам Делимханов - депутат Госдумы.
Кроме того, газета писала, что Владимира Путина уведомили о существовании некоего "расстрельного списка", в который, помимо Немцова, якобы входят главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов, бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, "и, вероятно", телеведущая Ксения Собчак.
Стоит напомнить, ранее стало известно об угрозах, поступивших Собчак на похоронах Немцова. 3 марта Собчак сообщила, что на выходе из Сахаровского центра, где проходила церемония прощания с убитым политиком, к ней и к главреду "Эха Москвы" Алексею Венедиктову подошел незнакомый человек и сказал: "Имейте в виду - вы следующая, Ксения".
Хотя Собчак сообщила "Интерфаксу", что не подавала заявления об угрозах в правоохранительные органы, Венедиктова вскоре вызвали в следственные органы и допросили по этому поводу.
СК вызвал для допроса правозащитницу
В Следственном комитете также вызвали на допрос члена московской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) и журналистку Еву Меркачеву. "Мне звонил уже следователь и вызвал меня на допрос", — сказала она "Эху Москвы". Ранее в Следственном комитете рассказали, что члены ОНК, пообщавшиеся с задержанными по делу об убийстве, "в ближайшее время будут вызваны на допросы".
Сотрудницы "МК" Ева Меркачева, которая входит в ОНК (Общественная наблюдательная комиссия), вместе с коллегами побывала в СИЗО "Лефортово", где пообщалась с подозреваемыми в причастности к убийству Бориса Немцова - Дадаевым и братьями Шагидом и Анзором Губашевыми.
Дадаев рассказал членам ОНК о пытках в следственном изоляторе, показав "следы от наручников, кандалов на ногах". Также он поведал, что правоохранители надевали ему пакет на голову, чтобы скрыть место пребывания. По словам Дадаева, на него давили, вынуждая признаться в преступлении. "Все время кричали: "Ты убил Немцова?" Я отвечал, что нет. Так вот я думал, в Москву привезут, и я тут скажу на суде всю правду. Что я не виновен. Но судья даже слова мне не дал", - пожаловался Дадаев. "В момент задержания я был с товарищем, с моим бывшим подчиненным Русланом Юсуповым. И они сказали, что если я признаюсь, то его отпустят. Я согласился", - сообщил подозреваемый.
В суде пояснили, что спрашивали лишь мнение Дадаева об аресте, а не о его виновности
Между тем в Басманном суде столицы дали пояснения относительно заявлений Заура Дадаева о том, что ему якобы не дали высказаться в суде по поводу его предполагаемой причастности к преступлению. Как говорится в статье в газете "Московский комсомолец", подозреваемый утверждает, что он невиновен в убийстве, но ему не дали заявить об этом в суде.
Московская ОНК проводит инспекционную проверку СИЗО "Лефортово", где содержатся фигуранты уголовного дела об убийстве Бориса Немцова, среди них и бывший военнослужащий Внутренних войск Заур Дадаев, подтвердил ТАСС в среду председатель столичной ОНК, член Общественной палаты Антон Цветков. По его словам, в проверке участвуют четыре члена ОНК.
В Басманном суде, касаясь вопроса о том, что Дадаеву якобы не дали высказаться, пояснили, что во время заседания задержанному была предоставлена возможность лишь обозначить свою позицию по поводу ходатайства следствия о помещении под стражу. Вопрос о его виновности не обсуждался, заявили в пресс-службе суда.
"Дадаеву было предоставлено слово. Только он думал, что рассматривается уголовное дело, а судья сказала, что нужно его мнение по поводу ходатайства следствия о помещении его под стражу", - сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь суда Анна Фадеева. По ее словам, Дадаев заявил, что "не согласен с мнением следователя".
В Мосгорсуде пояснили, что при рассмотрении ходатайства следствия об избрании меры пресечения не рассматривается вопрос доказательств и виновности обвиняемых.
"В судебном заседании у обвиняемого или подозреваемого спрашивается его мнение по поводу заявленного ходатайства следствия", - пояснила "Интерфаксу" руководитель пресс-службы Мосгорсуда Ульяна Солопова. Она также добавила, что Мосгорсуд пока не может комментировать дело Дадаева, так как еще, возможно, придется проверять законность ареста данного фигуранта.
Как ранее сообщала пресса, Дадаев при вынесении меры пресечения просил о справедливом суде. Судья Наталья Мушникова на это заявила, что в судебном заседании рассматривается вопрос только относительно меры пресечения. Дадаев ответил, что понимает это. Позже он не согласился с доводами следствия и попросил суд не арестовывать его. При этом Мушникова в тот же день сообщила при оглашении постановления об аресте фигуранта, что Дадаев признал свою причастность к убийству Немцова.
В настоящее время по делу об убийстве Немцова проходят пять фигурантов. Басманный суд столицы арестовал до 28 апреля Заура Дадаева, до 7 мая - Шагита Губашева, до 8 мая - Хамзата Бахаева и Тамерлана Эскерханова, а также Анзора Губашева. Сообщалось, что Беслан (Бислан) Шаванов, устроивший самоподрыв при задержании в Грозном, также подозревался в убийстве Немцова.
В среду стало известно, что трое фигурантов дела обжаловали решение об аресте. Об этом "Интерфаксу" сообщила пресс-секретарь Басманного суда Анна Фадеева. По ее словам, в суд поступили апелляционные жалобы на постановления об аресте Тамерлана Эскерханова и Анзора Губашева. Также подана жалоба от адвоката на арест Хамзада Бахаева. Фадеева добавила, что защита еще двух фигурантов - Шагита Губашева и Заура Дадаева - жалоб на арест пока не подавала.
Правозащитники просят Генпрокуратуру и СК РФ проверить информацию о пытках подозреваемых
Глава комиссии Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин обратился в Генпрокуратуру и Следственный комитет РФ, попросив проверить данные, что к подозреваемым в убийстве Бориса Немцова могли применяться пытки.
Бабушкин, возглавляющий постоянную комиссию Совета по содействию Общественным наблюдательным комиссиям и пенитенциарной реформе, также просил руководство ФСИН России обеспечить безопасность подозреваемых. Свое обращение Бабушкин подготовил по итогам посещения подозреваемых в СИЗО во вторник.
По словам Бабушкина, на теле у Дадаева видны множественные телесные повреждения, на Анзоре Губашеве также "обнаружены множественные телесные повреждения в виде ссадин на переносице, запястьях, ногах". "Эти телесные повреждения он получил после задержания", - отмечает глава комиссии СПЧ.
Фигуранты утверждают, что подверглись пыткам после задержания, но до того, как были доставлены в СИЗО в Москву, сообщил правозащитник ТАСС. "В СИЗО пытки не применялись. Содержанием в СИЗО они довольны. Есть замечание, что матрас неудобный", - сказал Бабушкин. "Мы не утверждаем, что к ним применялись пытки. Необходимо следствие, некоторые телесные повреждения они могли получить при задержании, но трудно представить, как при задержании могли быть повреждены пальцы ног", - отметил он.
Накануне председатель ОНК Москвы Антон Цветков заявил ТАСС, что информация об избиении Заура Дадаева, Анзора и Шагида Губашевых пока не подтверждается. "Мы внимательно проверяем эту информацию. Пока информация о том, что их избивали, не подтверждается", - сказал он. Цветков также сообщил, что 11 марта намерен посетить задержанных.
В свою очередь член ОНК Дмитрий Галочкин предлагает проверить показания фигурантов на детекторе лжи. "Есть возможность проверки через детектор лжи и по факту избиения в СИЗО, и по факту самого обвинения в преступлении. Задержанные сами могли бы выступить инициаторами этой проверки, их готовность пройти полиграф стала бы полезной для установки объективного положения дел", - сказал Галочкин РИА "Новости".