Энергетики возмутились обвинениями в катастрофическом обмелении озера Байкал, из-за которого бурятские власти намеревались объявлять режим чрезвычайной ситуации. Жители региона жаловались, что из колодцев ушла вода, в реке Селенге нет рыбы, а на торфяных болотах участились пожары.
"Объемы пропуска воды через плотины гидроэлектростанций в России жестко регулируются нормативными актами правительства РФ, главным из которых являются Правила использования водных ресурсов. Решение об объемах пропуска воды принимается не энергетиками, а Федеральным агентством водных ресурсов, исходя из интересов всех групп водопользователей: населения, ЖКХ, водного транспорта, рыбного и лесопромышленного комплекса и в последнюю очередь - энергетиков", - говорится в комментарии ОАО "Иркутсэнерго".
Компания настаивает, что выполняла и продолжает выполнять предписания регулятора водопользования. "Мы предлагаем правительству Бурятии воздержаться от необоснованных и зачастую популистских высказываний", - призвали в "Иркутскэнерго".
"Рекордное маловодье на Байкале, сложившееся зимой 2014 года в силу объективных метеорологических факторов, в очередной раз показало, что предписанный диапазон регулирования уровня озера Байкал невозможно соблюсти ни в период засухи, ни, что более проблематично, в период "большой воды". При этом порядок действий в подобных условиях форс-мажора в нормативных документах отсутствует", - отметили в компании, призвав власти разработать порядок действий в условиях засухи для всех групп водопользователей.
За последний год уровень воды на Байкале понизился на 40 см, такой резкий скачок произошел впервые за 90 лет, напоминает IrkutskMedia. Постановлением правительства предписывается, что уровень воды в озере должен быть не ниже 456 метров над уровнем моря. Однако теперь власти Бурятии предлагают понизить отметку на 20 сантиметров.
"Водозаборы некоторых предприятий на Ангаре находятся на слишком мелком уровне, а должны быть глубже, потому что, видимо, не рассчитаны на такие изменения в экосистеме". - отмечает сопредседатель общественной организации "Байкальская экологическая волна" Марина Рихванова. Ее поддерживает доктор географических наук, профессор Анатолий Иметхенов. "Поголовье омуля уменьшится в первую очередь, уменьшится число очистителей Байкала, пойдет цепная реакция. Трофическая система Байкала нарушится, это и на нерпе отразится", - предупреждает он.
В Greenpeace основными виновниками проблемы считают энергетиков
Экологи связывают обмеление Байкала с Ангарским каскадом ГЭС. По из мнению, Иркутская, Братская, Усть-Илимская и недавно введенная в строй Богучанская ГЭС приводят к оттоку воды из озера, поскольку энергетики сознательно не углубляют водозабор из соображений экономии.
"По большей части виноваты энергетики. Они в прошлом году в весенне-летний период очень много воды спустили, готовясь к многоводному году, а он оказался маловодным. Прогноз их не оправдался. Во многом спад уровня воды связан с их работой. Я также совершенно не исключаю, что это не единственный фактор, повлиявший на уровень воды. Также осадков было меньше, чем обычно. И другие факторы тоже влияют. Но основным, насколько я понимаю, являются действия энергетиков", - завил IrkutskMedia руководитель Байкальской программы Greenpeace Аркадий Иванов.
По его словам, при определенном снижении уровня воды ситуация может стать критической: закончится вода в колодцах у людей, ее придется завозить в бочках.
"Конечно же, вода придет, вопрос - сколько. Непонятно, какая сейчас будет зима: многоснежная или наоборот. Также непонятно, как будет таять снег: бурно или медленно. От этого во многом зависит, как будет поступать вода в Байкал. Без проведения больших работ по прогнозированию трудно сказать, как ситуация будет развиваться", - отметил эксперт.
Байкалу угрожают фекалии и нерациональная стирка женских трусиков
А вот специалисты Лимнологического института утверждают, что уровень воды в Байкале на данный момент даже выше разрешенного правительственным постановлением. Они отмечают, что небольшое обмельчание озера происходит каждую зиму. "Связано это с тем, что вода, которая могла бы попасть в озеро с дождями, остается на берегах в виде снега", - приводит портал "Российский туризм" слова директора института Михаила Грачева.
Однако экологическая катастрофа озеру все же грозит - речь идет о засилье водоросли спирогиры и исчезновении некоторых растений-эндемиков.
"Это нитчатая водоросль, темно-зеленая, похожая на тину. Живет на самом урезе воды. Склизкая и на редкость противная субстанция. Когда человек входит в Байкал, он обязательно на ней поскользнется и упадет. Во время шторма ее выбрасывает на берег, где она начинает гнить и источать неприятный запах. Вода у берегов испортилась. Ее не пьют даже коровы!" - говорит заведующий лабораторией биологии водных беспозвоночных Олег Тимошкин. По его словам, пятая международная экспедиция осенью 2014 года выяснила, что чистыми остаются около 30-40% побережья, в то время как восточные берега Байкала подвержены зарастанию.
"С заливом Лиственничный уже произошла катастрофа. В залив Большие Коты она вот-вот придет. Раньше эти заливы были полностью покрыты эндемичными губками. Самая красивая из них - ветвистая. Она достигает полутора метров в высоту, причем чтобы она выросла всего на один сантиметр, требуется целый год. Сейчас этих губок почти не осталось. По результатам 41-го погружения оказалось, что в зависимости от места от 30 до 100% губок либо болели, либо были мертвы. Три года назад мы такой картины не наблюдали. Это очень серьезный сигнал от озера, что оно больно", - говорит специалист.
Причиной "бешенства" спирогиры ученые считают распространение современной бытовой химии. Почти все порошки, которые продаются в России, содержат фосфор, который является удобрением. Его переизбыток в воде приводит к неконтролируемому росту водорослей. "Человек "выбрасывает" в окружающую среду с фекалиями в год около килограмма фосфора, а со стиральными порошками - в 3-5 раз больше", - пояснил Михаил Грачев.
"Начнем с того, что туристы ходят в туалет. Базы стоят у кромки воды, никакой канализации там нет. Отходы собираются в тэнки, содержимое которых потом попадает в Байкал. Что касается порошков, то за последние годы у нас резко возросло их применение: раньше мы набивали бельем полную стиральную машину, теперь же одни женские трусики можем кинуть в барабан и засыпать туда граммов сто порошка", - говорит директор института.
Ученые предлагают ограничить использование бытовой химии по всей стране
Проблему сохранения окружающей среды Грачев предлагает начинать решать с запрета применения фосфоросодержащих средств для стирки и мытья посуды, причем на всей территории России.
"Похожая ситуация была в Японии 50 лет назад на озере Бива - самом большом пресноводном озере в Стране восходящего солнца. Там до того насливались сточных вод, что люди начали болеть. Но когда ученые объяснили общественности и жителям, что проблема связана с теми самыми порошками, японские женщины организовали мыльное движение. Во всех крупные городах они раздавали листовки, в которых было написано: прекратите использовать стиральные порошки с фосфатами, они убивают Биву. И они добились своего: химические компании потерпели урон и больше такие моющие средства не производят". - поделился Тимошкин.
Добавим, растения-эндемики страдают от негативных антропогенных факторов не только на берегах Байкала, но и на острове Ольхон. Так, сообщает "Телеинформ", за последние три года на Ольхоне резко сократилась популяция черепоплодника щетинистоватого, выбранного экологами в качестве индикатора состояния природного комплекса острова. Стремительно исчезают и другие уникальные, в том числе реликтовые растения.