Недавний визит президента Израиля Шимона Переса в Москву завершился унижением в аэропорту. Вопреки принятому протоколу, российские пограничники настояли на том, чтобы Перес лично прошел паспортный контроль
Euronews
 
 
 
Кроме того, они пытались заставить израильскую делегацию заплатить за VIP-услуги, положенные президенту по протоколу и традиционно обеспечиваемые принимающей стороной, и отказывались позволить ему доехать от терминала до самолета на автомобиле
НТВ
 
 
 
В то же время канцелярия Переса утверждает, что прием, оказанный израильской делегации в России, не вызвал никаких нареканий
Reuters

Недавний визит президента Израиля Шимона Переса в Москву завершился унижением в аэропорту, утверждает израильская газета Maariv. Вопреки принятому протоколу, российские пограничники настояли на том, чтобы Перес лично прошел паспортный контроль. Кроме того, они пытались заставить израильскую делегацию заплатить за VIP-услуги, положенные президенту по протоколу и традиционно обеспечиваемые принимающей стороной, и отказывались позволить ему доехать от терминала до самолета на автомобиле, цитирует издание NEWSru Israel.

По свидетельству сопровождавших израильского президента граждан, российские чиновники обращались к Пересу без должного уважения, положенного ему по статусу, под любым формальным предлогом затягивая бюрократические процедуры.

В то же время канцелярия Переса утверждает, что прием, оказанный израильской делегации в России, не вызвал никаких нареканий. МИД России также опроверг информацию об "унижениях", которым якобы подвергся израильский президент.

Между тем Maariv отмечает, что во время визита в Москву премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху, в феврале этого года, делегации главы израильского правительства были обеспечены максимально комфортные условия прохождения паспортного контроля. Так как израильская делегация задержалась, кортеж пропустили прямо к борту самолета, проведя проверку документов членов делегации, сопровождающих лиц и журналистов в минимальные сроки, при этом никаких персональных проверок вообще не проводилось.

Инцидент с израильской делегацией в Москве стал очередным звеном в цепочке недопониманий между двумя странами. Так, между Россией и Израилем едва не разразился крупный скандал, когда чиновники в петербургском аэропорту Пулково в ночь на 11 мая запретили вылет израильского пассажирского самолета из-за отсутствия рабочих виз у экипажа.

Самолет израильской авиакомпании Arkia привез в Санкт-Петербург 260 россиян, отдыхавших в Эйлате, и должен был порожняком вылететь в Москву, чтобы забрать столько же израильских туристов и доставить их на родину. Вместо этого пилоты и стюардессы были вынуждены полночи убеждать российских чиновников, что соглашение об отмене визового режима, подписанное Россией и Израилем, вступило в силу полтора года назад.

Вмешательство российского посольства в Израиле и израильского посольства в Москве не помогли разрешить проблему. Самолет выпустили лишь спустя 10 часов и только после того, как израильские власти в качестве "ответной меры" запретили вылет из аэропорта имени Бен-Гуриона самолета российской компании "Трансаэро" с пассажирами на борту - он был задержан на 7,5 часов. В обоих случаях пострадали простые туристы, и теперь стороны пытаются разобраться, кто же виновен в ситуации.

Между тем главная проблема в отношении двух стран на сегодня - это палестинская организация "Хамас". Россия и Израиль продолжают спорить по поводу отношения к этой структуре. Министерство иностранных дел России отклонило критику, озвученную МИД Израиля по поводу состоявшейся на этой неделе в Дамаске встречи президента России Дмитрия Медведева и главы политбюро "Хамас" Халида Машаля.

Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил, что "Хамас" является легитимной структурой, опирающейся на доверие и симпатии значительной части палестинского народа и одержавшей победу на выборах 2006 года, результаты которых были признаны международным сообществом.

По словам Нестеренко, контакты России с руководством "Хамас" носят регулярный характер, поскольку в Москве уверены, что мирный процесс должен базироваться на единстве всех палестинцев, а не на изоляции отдельных течений и группировок.

Нестеренко также отметил, что с "Хамас" контактируют и другие члены международного квартета, однако по непонятным причинам они предпочитают не афишировать эти контакты.

В свою очередь, министр финансов Юваль Штайниц заявил, что поведение России в отношении "Хамас" нельзя оставлять без внимания. В том же ключе вчера высказался министр информации и диаспоры Юлий Эдельштейн.

МИД России: президента никто не унижал, но задержка была

Редакция NEWSru Israel в связи со скандальной статьей обратилась за разъяснениями к директору департамента государственного протокола МИД России Борису Марчуку. "Должен сразу сказать, что никакого скандала не произошло, - указал Марчук. - Президента Переса встречали и провожали со всеми подобающими почестями. Сам он никаких претензий или недовольства по поводу того, как прошел визит - от начала до конца - не высказывал. Провожал его в аэропорту заместитель шефа протокола".

"Что касается ситуации с отлетом господина Переса, то вся процедура была заранее обговорена с послом и представителями протокольной службы посольства Израиля в Москве, - пояснил дипломат. - Президент Перес улетал 11 мая в 12 часов дня... Когда мы проговаривали процедуру отлета, то рекомендовали посольству организовать отъезд делегации таким образом, чтобы большая часть делегации прибыла в аэропорт заранее - для того, чтобы вовремя пройти паспортный контроль, и чтобы к приезду президента Переса большая часть делегации уже прошла все формальности, и мы могли доставить кортеж президента прямо к борту самолета".

"Такой порядок действует в отношении всех глав государств и глав правительств", - напомнил Марчук. Но в последний момент планы изменились. "Поздно вечером 10 мая мне позвонила посол Азари и сказала, что вся делегация - а это 48 человек - приедет в аэропорт вместе с президентом Пересом", - рассказал директор департамента государственного протокола МИД РФ.

Следует отметить, что израильская делегация вылетала из коммерческого аэропорта Домодедово, в котором нет правительственного VIP-зала. Борис Марчук отметил, что по этой причине и процедура вылета правительственных делегаций из Домодедово несколько отличается от процедур вылета из аэропортов Внуково или Шереметьево.

"Наш приоритет состоял в том, чтобы обеспечить отлет президента Израиля без каких-либо задержек, - говорит Марчук. - Но об изменениях мы узнали лишь ночью, накануне отлета президента Переса. Были подняты на ноги все службы, была достигнута договоренность с руководством погранслужбы о том, что будут выделены дополнительные офицеры, чтобы максимально ускорить оформление паспортов членам делегации".

12 мая израильская делегация в полном составе прибыла в аэропорт Домодедово. "Поскольку паспорта не были заранее оформлены, вместо того, чтобы ехать к борту самолета, пришлось президента Переса пригласить в VIP-зал, чтобы быстро оформить паспорта членам делегации. Мы могли бы это сделать за 5-10 минут. Но этого не произошло, потому что вместо того, чтобы заняться оформлением паспортов, журналисты, которые находились в числе сопровождающих лиц, стали брать интервью у президента Переса. Это все привело к задержке вылета президента".

По мнению Марчука, процедура отлета из Москвы президента Шимона Переса была стандартной, "как для всех глав государств", за исключением того обстоятельства, что возникла задержка из-за неоформленных заранее паспортов членов делегации. Он отметил, что, ответив на вопросы представителей СМИ, президентский кортеж доставил Переса и членов израильской делегации к борту самолета.