Чеченские власти готовы простить уроженца республики Мовсана Эскерханова, который в интервью журналу Time рассказал о своей нетрадиционной ориентации и угрозе преследования за это в Чечне, а впоследствии принес извинения за свое заявление. Вместе с тем руководство ЧР в очередной раз заверило, что тема гомосексуализма вообще не актуальна для народов Кавказа.
Об этом ТАСС сообщил министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров. "В Чеченской Республике выступают достаточно жестко только по отношению к явным врагам, по отношению к предателям, тем людям, которые за спиной больных, обманутых людей пытаются нанести вред собственному народу. <...> Конечно же, к Эскерханову будет понимание, будет сожаление. <...> Мы же не людоеды, мы все все прекрасно понимаем и не держим зла <...> Если Всевышний принимает покаяние, то почему мы его не должны принимать?" - пояснил чиновник.
Умаров также напомнил, что в Чечне принята резолюция "Об основных канонах семьи", которая основана на традициях и обычаях чеченского народа, на канонах ислама. Кроме того, глава республики Рамзан Каыров подписал концепцию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
По словам Умарова, тема гомосексуализма для всех народов Кавказа априори неприемлема. "На эти темы никогда не было принято говорить, на них было табу, которое было продиктовано прочной, фундаментальной патриархальностью в нашем обществе".
Чечне, как утверждает министр, приписали проблему, которая никогда не стояла в республике. "Для таких религий, где очень трепетно относятся к сохранению семейных традиций и ценностей, навязывание темы гомосексуализма - бомба замедленного действия, которая в данном конкретном случае направлена не только против мусульман России, но и против (представителей) других традиционных конфессий", - предупредил Умаров.
На днях чеченская государственная телерадиокомпания "Грозный" опубликовала у себя в Instagram анонс "сенсационного расследования" о том, как "западные СМИ использовали" Эскерханова. Днем ранее на ЧГТРК вышел сюжет, в котором молодой человек на камеру рассказал, что журналисты The Time ставили перед собой цель опозорить чеченцев. При этом он добавил, что журналисты обещали ему помочь с получением документов на постоянное место жительство в Германии.
"Они опозорили меня перед чеченским народом и чеченским правителем, меня подставили. Поэтому я прошу прощения у жителей Чечни, руководства Чечни, чеченцев, проживающих на Северном Кавказе и в Европе", - сказал молодой человек.
Интервью Эскерханова журналу Time вышло в конце сентября. В нем молодой человек, эмигрировавший в Германию несколько лет назад, рассказал о своей судьбе и призвал других чеченских представителей ЛГБТ-сообщества не бояться никого, включая властей республики.
"Если бы меня отправили в Россию, они бы меня забрали в Чечню и они бы просто меня убили. Пускай меня не будет завтра, но я хочу спасать этих людей. Слова напутствия я могу сказать и другим геям: вы не должны бояться, вы должны дальше жить," - сказал Эскерханов в интервью.
В октябре житель Омска Максим Лапунов, который переехал жить в Грозный два года назад, подал в Следственный комитет РФ заявление о преследованиях геев в Чечне. После этого молодой человек в ходе пресс-конференции публично рассказал о том, как его пытали и заставляли записать видео, на котором ему пришлось признаться в нетрадиционной сексуальной ориентации. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила, что омичу надо предоставить госзащиту и завести уголовное дело против его обидчиков.
Тема преследования геев в Чечне стала широко обсуждаться после публикаций весной 2017 года в "Новой газете" о травле и убийствах гомосексуалов в этой кавказской республике. После этого в Чечне неоднократно и на всех уровнях - от местных правозащитников до руководства - опровергали сам факт существования в республике геев.
Москалькова съездила в середине сентября в Чечню, чтобы разобраться в судьбе предполагаемых жертв внесудебных казней. По возвращении омбудсмен сообщила, что в республике возбуждены 18 уголовных дел по фактам исчезновения граждан. Она подтвердила гибель трех и естественную смерть двух человек из переданного ей "Новой газетой" списка жертв внесудебных расправ, в котором значится 31 человек.
Однако в правозащитном центре "Мемориал" в начале октября заявили, что чеченские силовики предъявили Москальковой не пропавших людей из списка "Новой газеты", а их родственников.