Сегодня стало известно, что в чеченском селении Новые Атаги была проведена масштабная зачистка
Меркатор
 
 
 
В ходе операции три дня населенный пункт был блокирован и, как утверждает чеченское телевидение и глава администрации села Абдул Дацаев, в течение трех дней никто из населенного пункта в 8 тыс. жителей не мог выехать на работу, студенты - в вузы
Архив NEWSru.com
 
 
 
Дацаев утверждал, что в течение трех дней были устроены обыски во всех 1500 домовладениях и что были подготовлены огороженные колючей проволокой места для мужчин в возрасте от 14 до 60 лет
Архив NEWSru.com

Сегодня стало известно, что на этой неделе в чеченском селении Новые Атаги была проведена масштабная зачистка. Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на чеченское телевидение и главу администрации села Абдулу Дацаева, в ходе операции три дня населенный пункт был блокирован, и в течение трех дней никто из 8 тыс. жителей не мог выехать на работу, студенты - в вузы.

Дацаев утверждает, что в течение трех дней были устроены обыски во всех 1500 домовладениях и что были подготовлены огороженные колючей проволокой места для мужчин в возрасте от 14 до 60 лет.

Дацаев заявил, что только вмешательство комиссии, прибывшей по поручению президента Чечни Алу Алханова, остановило происходящее. Военные ситуацию в Новых Атагах не комментируют.

По меньшей мере, 10 человек из числа местных жителей были задержаны федеральными силами, сообщает "Эхо Москвы".

Сведения о зачистке подтвердил и сотрудник представительства правозащитного центра "Мемориал" в Назрани Тимур Акиев. "С 12 по 14 октября в селении Новые Атаги военнослужащими Российской Федерации проводилась спецоперация по выявлению участников незаконных вооруженных формирований", - сообщил он в эфире "Эха Москвы".

По его словам, "при проведении данной спецоперации нарушались не только конституционные нормы и права человека, но и постановления, изданные командованием и регламентирующие порядок проведения подобных мероприятий на территории Чечни".

"Военные входили в дома, не представлялись, проводили обыски в отсутствие хозяев. Было несколько случаев мелкого мародерства - пропали деньги, плееры и тому подобное, - сообщил Акиев. - Было задержано несколько человек, для допроса их увозили в поле за село, где было расположено временное командование по проведению данной спецоперации. Многие допрашиваемые были избиты, после допроса все задержанные были отпущены, но одному из них не вернули паспорт".

Оцепление села было снято 14 октября после полудня благодаря вмешательству секретаря Совета безопасности Чеченской Республики Рудника Дудаева, заключил правозащитник

Алу Алханов осудил тактику проведения спецоперации в селе Новые Атаги. Президент Чечни подчеркнул, что необходимо не допустить нарушений гражданских прав и свобод в республике.

"Мы должны искать поддержку народа, это моя твердая позиция и, я считаю, что права человека должны стоять выше всех других задач, которые мы намерены решать", - заявил Алханов.

Кадровых чисток не будет

Алу Алханов заявил также, что не намерен "устраивать кадровую чистку и приводить новых людей в правительство Чечни".

Как заявил Алханов "Интерфаксу", он не видит смысла в том, чтобы коренным образом менять кадровый состав правительства. "Я думаю, что эти люди способны решать сложные задачи, я дам им возможность проявить себя, мы 2-3 месяца посмотрим, способны ли они работать, отвечая тем требованиям, которые у меня будут", - сказал президент.

Он заявил, что "после этого, если появится острая необходимость, естественно, придется обновить руководящий состав отдельных министерств и ведомств".

Масштабы чеченской безнаказанности

Посетив в сентябре генерального прокурора Чечни, комиссар Хиль-Роблес смог получить наглядное представление о масштабахнарушений прав человека в республике.

"С начала антитеррористической операции мы возбудили 1749 уголовных дел об исчезновении 2450 человек", - заявил заместитель генерального прокурора Чечни Владимир Черняев. "И скольких людей удалось найти?" - спросил Альваро Хиль-Роблес.

"В 2000 году в суд было передано 7 уголовных дел, в 2003 году - 15. В этом году мы передали в суд 10 дел", - ответил замгенпрокурора. "Эти цифры ужасны. Это говорит об огромной черной дыре, в которой растворяется большинство случаев исчезновения людей", - отозвался Хиль-Роблес.

Настроенный, несмотря ни на что, вести диалог с российскими и чеченскими властями, комиссар обещал вернуться в Чечню через полгода, чтобы дать оценку результатам усилий по исправлению ситуации. В заключение местные власти пообещали "в ближайшее время" назначить нового чеченского уполномоченного по правам человека.