"Новая газета" опубликовала протокол опроса посла РФ в Ватикане Александра Авдеева, который был вызван в Мещанский суд Москвы как свидетель защиты на очередном слушании по делу "Седьмой студии". Показания Авдеева относятся ко времени с мая 2008-го по май 2012 года, когда он был министром культуры РФ.
Как сообщает "Коммерсант", суд согласился приобщить его показания, но отказался исследовать их и использовать в качестве доказательств. Суд пояснил, что должна быть обеспечена явка Авдеева, чтобы ему могли задать вопросы. Опрос был произведен в присутствии двух адвокатов, записан на видео и подписан самим Александром Авдеевым.
По словам Авдеева, проект "Платформа" был впервые упомянут Серебренниковым на встрече художественных руководителей основных российских театров с президентом Медведевым. "Театральные деятели с горечью говорили, что молодежь редко посещает классику, молодежный зритель, к сожалению, предпочитает эстрадные спектакли и музыкальные концерты, теряя интерес к драматическому театру, причиной этому является специфика формирования культуры и интеллекта людей, связанной с внедрением интернета и информационных потоков. <...> Говоря о роли театра в воспитании молодежи, Серебренников отмечал необходимость подобрать такие новые театральные формулы и приемы, которые смогут привлечь молодежь в зрительные залы и погрузить их в богатство национальной и мировой театральной культуры. Эти выводы поддержали руководители всех российских театров, собравшихся у президента", - заявил Авдеев.
Авдеев подчеркнул, что неоднократно поднимал в правительстве вопрос о необходимости увеличения финансирования культуры в период кризисов. По его словам, культура в России недофинансируется: если по стандартам ЮНЕСКО на культуру необходимо направлять 2,5-3 процента бюджета, то в России на культуру идет 0,85 процента.
Итогом проекта Серебренникова должен был стать возврат молодежного зрителя в российский театр и разработка новых форм и методики, позволяющих это сделать. Что же касается выделенных 210 миллионов рублей, то, по словам Авдеева, это сумма, сопоставимая со стоимостью одного спектакля в Большом театре с декорациями и костюмами или стоимостью одного-двух художественных фильмов. Сам Авдеев интересовался ходом проекта вплоть до ухода с должности министра культуры в мае 2012 года.
"С момента начала реализации проекта "Платформа" до моего ухода с должности Министра культуры (8 месяцев) я был полностью удовлетворен работой "Платформы". В дальнейшем итоговую оценку дало Министерство культуры в 2014 году, в лице ВРИО министра Ивлева, о том, что задачи, поставленные инициаторами проекта, можно считать решенными", - заявил Авдеев, назвав Кирилла Серебренникова и Софью Апфельбаум исключительно порядочными людьми. "Они не только известные деятели культуры, но и подвижники своего дела, которым нужно помогать и их беречь", - добавил он.
Ранее в защиту фигурантов дела выступил генеральный директор Большого театра Владимир Урин, назвав Кирилла Серебренникова одним из самых ярких и интересных театральных режиссеров. "Как я понимаю, идея президента была как раз поддержать первые шаги молодых, их экспериментальные работы, экспериментальная работа может вообще не иметь результата. Результат будет потом, в новых режиссерах, артистах. Это вопрос творческий", - заявил глава Большого театра.
Повторный процесс по делу "Седьмой студии" начался в Мещанском суде Москвы в начале ноября. На первом процессе представители Минкульта не выступали. Кирилл Серебренников призывал министерство "не бояться, не тушеваться, и выступить в суде, объяснить всем людям, что его не устроило в проекте "Платформа". На повторном процессе представитель Минкульта не смогла озвучить претензии к "Седьмой студии" и признала, что до начала следствия их не было вообще.
Напомним, из всех фигурантов дела "Седьмой студии" вину признала только главный бухгалтер Нина Масляева, заключившая сделку со следствием и давшая показания против Серебренникова и других подсудимых. Масляева заявила, что "выполняла указания" Серебренникова, "принимала участие в хищении денег вместе с ним, продюсерами Юрием Итиным и Алексеем Малобродским, а бывший сотрудник Министерства культуры РФ Софья Апфельбаум была в курсе хищения".
Повторная экспертиза по делу пришла к выводу, что реализация проекта "Платформа" стоила больше денег, чем выделило государство. "Платформа" в экспертизе названа "значительным культурным явлением". Установить порядок расходования средств эксперты не смогли из-за отсутствия в деле бухгалтерских документов. Адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов пояснял, что, согласно экспертизе, стоимость реализации театрального проекта должна была составить около 260 млн рублей, а с учетом налогов - более 300 млн рублей, в то время как государство за весь период выделило на него лишь 216 млн рублей. Таким образом, "Седьмая студия" сэкономила государству около 80 млн рублей.