Конструктор критикует заказчика: тяжелые жидкостные ракеты - бездарная трата денег
eoghan.me.uk
 
 
 
При ее создании, отметил он, будут применяться старые технологии. "Хочу вас заверить, что там заложены по ракете-носителю технологии 30-летней давности", - сказал он
RTV International
 
 
 
Соломонов пояснил, что жидкостные ракеты "неадаптивны к современным средствам противоракетной обороны с элементами космического базирования"
НТВ

Разработчик российских ракет подверг жесткой критике Министерство обороны за глубоко ошибочные, по его мнению, решения о выборе приоритетов в конструировании новых вооружений. Генеральный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс" сказал, что решение военного ведомства о разработке тяжелой жидкостной ракеты нерационально.

"Это абсолютно надуманное решение, которое принято в угоду отдельным высокопоставленным лицам", - сказал Соломонов. По его словам, он знает лиц, принимавших решение, но не хотел бы их называть.

Соломонов напомнил, что недавно первый заместитель министра обороны РФ, начальник вооружения Министерства обороны РФ Владимир Поповкин сообщил журналистам, что решение о разработке жидкостной ракеты принято.

- Усовершенствованная ракетная система появится в 2013 году
- Не стоит идти на поводу у американской ПРО - она нам не опасна
- Финансирование щедрое, но на промышленность не хватает

"Те доводы, которые он приводил, безусловно, не соответствуют действительности. Это пускай остается на его совести. Вступать с ним в полемику у меня нет желания по одной причине - он просто не свободен в своих решениях. Хотя я его знаю не один десяток лет, и он очень толковый человек", - сказал Соломонов.

По его словам, создание тяжелой жидкостной ракеты взамен старых ракет РС-20 "Сатана" "абсолютно бессмысленное занятие". При ее создании, отметил он, будут применяться старые технологии. "Хочу вас заверить, что там заложены по ракете-носителю технологии 30-летней давности", - сказал он. Кроме того, по его словам, дело даже не в устаревших технологиях, а "в самом принципе создания ракетной системы, которая не обладает необходимой живучестью в ответном ударе".

Соломонов пояснил, что жидкостные ракеты "неадаптивны к современным средствам противоракетной обороны с элементами космического базирования", поскольку имеют длительный активный участок работы первых ступеней и летят на больших высотах. Поэтому задачу преодоления ПРО "жидкостными ракетами просто нельзя решить", сказал Соломонов.

"Мне просто, как говорится, за державу обидно, когда предполагается бездарная трата денег, вместо того, чтобы за те же деньги, пусть даже тому же исполнителю задать работы по перспективе. Имеется в виду то, что делается в тех же США - и X-37, и Х-51, и Falcon (перспективные американские проекты воздушно-космических средств) - чего у нас вообще не делается", - сказал Соломонов.

Вместо этого, по его словам, новая государственная программа вооружений, рассчитанная на период до 2020 года, предлагает "тиражировать то, что сделано десятки лет назад для абсолютно нереализуемой ситуации".

Он отметил, что не раз, в том числе и в правительстве, ставил вопрос по поводу необоснованности решения о разработке новой тяжелой жидкостной работы, но не предлагал отказываться от исследований в этой области.

Усовершенствованная ракетная система появится в 2013 году

Сейчас МИТ ведет работы по повышению живучести и боевых возможностей отечественных стратегических ракетных комплексов, которые являются, по словам Соломонова, "очень важным направлением". Завершить работы планируется к 2013 году.

По словам генерального конструктора, модернизация стратегических ракетных комплексов находится на этапе опытно-конструкторских работ. "Есть все решения, они согласованы с Минобороны", - сказал он.

Работы связаны с дальнейшим совершенствованием боевого оснащения комплексов, существенным повышением возможностей средств боевого управления и связи. Соломонов также сообщил, что, когда говорят о стратегических ракетных комплексах, в первую очередь имеют в виду саму ракету, однако стоимость изготовления составляет лишь 25-30% от стоимости строительства всего комплекса. "Львиную долю составляет не ракета с точки зрения финансовых затрат, а инфраструктура комплекса", - пояснил он.

По данным же ИТАР-ТАСС, речь идет не просто о модернизации действующих ракетных комплексов, но о создании нового комплекса. Отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС, будет ли МИТ вести разработки новых ракетных комплексов, Соломонов сказал: "Мы работаем над этим в опытно-конструкторском плане". По его словам, процесс идет в двух направлениях - "дальнейшее совершенствование боевого оснащения и существенное повышение возможностей средств боевого управления". Срок завершения этих работ от назвал тот же - 2012 год.

За последние 10 лет в МИТ под руководством Соломонова разработаны 4 ракетных комплекса для РВСН, в том числе комплексы "Тополь-М" шахтного и мобильного базирования, а также комплекс "Ярс" с ракетой РС-24, оснащенной многозарядной боевой частью. В МИТе также была разработана твердотопливная ракета морского базирования "Булава", испытания которой возобновятся после схода льда.

Не стоит идти на поводу у американской ПРО - она нам не опасна

Юрий Соломонов считает ошибочной увязку в новом Договоре об СНВ параметров вооружений и перспектив американской системы ПРО. "На мой взгляд, эта увязка не просто принципиально ошибочна, мы в очередной раз наступаем на те грабли, на которые наступили в 1983 году в связи с известной программой СОИ Рональда Рейгана", - подчеркнул генконструктор института теплотехники на пресс-конференции.

По словам Соломонова, "тогда мне стоило огромного труда убедить руководство военно-промышленной комиссии, представителей Центрального Комитета (КПСС) относительно того, что декларируемая американскими СМИ содержательная часть СОИ - это абсолютно гипотетические вещи". Однако эти данные "тут же трансформировались в требования министерства обороны к разрабатываемым нами комплексам, обнуляли все то, что мы делали несколько лет, требовали дополнительных затрат". "Между тем на выходе у американцев из того, что они декларировали по СОИ, ничего не было, кроме исследований и экспериментов, а мы вместо того, чтобы отвечать тем же, создавали ракетные комплексы", - сказал Соломонов.

"Идя по этому же пути, мы наступим на те же грабли. И декларации (американцев) - лишнее подтверждение того, что история руководителей наших ничему не учит", - подчеркнул Соломонов.

Он добавил, что единым системным критерием при определении направления развития стратегических ядерных сил должна быть эффективность и стоимость, как это принято во всем мире.

"Если мы так не поступаем, мы в очередной раз делаем ошибку, считая, что можно абсолютно бездарно тратить ресурсы государства, причем не только финансовые, но и материальные и интеллектуальные", - сказал Соломонов.

Он признал, что российско-американский договор об СНВ "трудно переоценить. Безусловно, снижение паритетного уровня до более низкого значения боевых блоков - это шаг в нужном направлении", заявил Соломонов.

"Но нельзя забывать еще про одну особенность: мы находимся в договоре до тех пор, пока исключительные обстоятельства не подвигнут нас к выходу из него. К числу исключительных обстоятельств относится состояние работ по противоракетной обороне в США", - отметил он.

Создаваемая США система ПРО в Европе не представляет никаких угроз для российского стратегического потенциала, уверен генеральный конструктор.

"Все эти Aegis и иже с ними для стратегических ядерных сил РФ не

представляют абсолютно никакой угрозы", - заявил Соломонов. По его словам, "вся эта суета с европейской ПРО - это та работа, которая ведется политиками с одной стороны, политиками с другой стороны для того, чтобы на этом фоне выговаривать какие-то отдельные уступки, решать с помощью пакетных соглашений какие-то абсолютно несвязанные с этим другие вопросы".

"Но к реальной боевой эффективности стратегических ядерных сил страны это не имеет никакого отношения", - сказал Соломонов.

Он критически оценил возможности наделавшей в свое время много шума американской "стратегической оборонной инициативы" (СОИ).

"Даже в условиях помех теми техническими средствами, которыми американцы пытаются решить вопросы перехвата объекта, движущегося с относительной скоростью больше десяти километров в секунду - это задача технически нерешаемая", - заявил Соломонов.

Он отметил, что если "к этому добавить реальные условия боевого применения, когда реальный боевой объект окружается десятками и сотнями ложных элементов, которые полностью идентичны боевому блоку по всей совокупности признаков распознавания, решить задачу распознаваемости невозможно".

Финансирование щедрое, но на промышленность не хватает

"Министерство финансов сейчас стоит перед дилеммой относительно того, где найти средства на решение триединой задачи: это денежное довольствие военнослужащих; деньги на изготовление новых вооружений по госпрограмме; а также на модернизацию промышленности, чтобы выполнить второе. Так вот, по состоянию на сегодняшний день на третье (направление) денег нет, и Кудрин об этом откровенно и недвусмысленно говорит", - сказал Соломонов, имея в виду министра финансов и вице-премьера.

По словам эксперта, все должны хорошо понимать, что если "не будет этих миллиардов, не будет и техники". "Это абсолютно ясно", - подчеркнул Соломонов.

В качестве примера он привел ситуацию, связанную с необходимостью увеличения в разы объемов ракетного производства по государственной программе вооружений.

"Чтобы разработчик систем управления сдавал количество единиц техники в разы большие, чем делается сейчас, нужно дополнительно несколько стендов с аппаратурой реализации, со всей периферией, которой сейчас просто нет. Это огромные деньги, миллиарды рублей", - сказал Соломонов.

По его словам, Московский институт теплотехники по Государственной программе вооружений-2020 работой загружен. "И в опытно-конструкторском плане, и в плане серийного изготовления наш портфель заказов настолько полон, что мы стоим перед вопросом: сможем ли мы их (запланированные средства "переварить".