Российские СМИ: "технический генпрокурор" Чайка вернет ведомство под контроль Путина
Архив NEWSru.com
 
 
 
Природная неконфликтность и опыт работы в прокуратуре позволят Юрию Чайке держаться в стороне от аппаратной интриги, связанной с определением преемника Владимира Путина и президентскими выборами 2008 года
Reuters
 
 
 
С одной стороны, Чайка - воспитанник прокурорской школы, унаследовавший ее традиции. С другой - работа министром юстиции обогатила и расширила его юридическую практику, стало быть, и представления о роли и месте ведомства в структуре власти
Архив NEWSru.com

Совет Федерации 23 июня будет рассматривать внесенную президентом страны кандидатуру нынешнего министра юстиции Юрия Чайки для назначения на должность главы Генеральной прокуратуры.

Российские газеты строят предположения о том, каким будет ведомство под началом нового Генпрокурора. При Юрии Чайке прокуратура перестанет быть инструментом хозяйственных конфликтов кремлевских группировок, а сам будущий генпрокурор, в отличие от своего предшественника Владимира Устинова, не имеет собственных политических амбиций, и в своей деятельности будет ориентироваться непосредственно на президента Путина.

Однако опрошенные эксперты сходятся в том, что при Юрии Чайке Генпрокуратура будет менее политизированной структурой. А природная неконфликтность и опыт работы в прокуратуре позволят Юрию Чайке держаться в стороне от аппаратной интриги, связанной с определением преемника Владимира Путина и президентскими выборами 2008 года.

- Юрий Чайка о ключевых проблемах юстиции
- Возращение Чайки

С одной стороны, Чайка - воспитанник прокурорской школы, унаследовавший ее традиции. С другой - работа министром юстиции обогатила и расширила его юридическую практику, стало быть, и представления о роли и месте ведомства в структуре власти современной России.

Известно, что при Чайке Главное управление исполнения наказаний было переведено из МВД в структуру Минюста, там прошли значительные реорганизации. Именно с Минюста началась в стране нынешняя административная реформа. Из министерской бухты ушли в самостоятельное плавание три федеральные службы, каждая из которых ныне заняла солидное место в общей структуре управления.

Известно также, что единственным ведомством, которое не подверглось перепланировке, остается Генеральная прокуратура. "Российская газета" предполагает, что нынешнее назначение может быть связано с перспективами такого рода.

А газета "Коммерсант" считает, что Юрий Чайка будет "техническим генпрокурором" и вернет прокуратуру под контроль Владимира Путина. Информированный собеседник издания не ассоциируют возвращение Чайки в прокуратуру с революционными изменениями. "Юрий Чайка - не инициативник", - говорит информированный чиновник. Он выразил уверенность в том, что Юрий Чайка встанет во главе прокуратуры на длительный срок. По его убеждению, несмотря на свою глубокую личную вражду с Владимиром Устиновым, Юрий Чайка не будет принят в штыки в Генпрокуратуре, где работал до перехода в Минюст.

Другими ключевыми факторами, определившими его возвращение в прокуратуру, собеседник считает "наработанное доверие у Владимира Путина" и отсутствие природной жесткости. Его предшественник, по убеждению экспертов, действовал прямо в интересах помощника президента Игоря Сечина, а при Чайке Генеральная прокуратура будет выведена из системы политических сдержек в окружении Владимира Путина.

При Чайке, напоминает юрист Экспертного совета Андрей Похмелкин, основные функции Минюста свелись к контролю за общественными организациями, в том числе политическими партиями, и за ситуацией в пенитенциарной системе. "Тут трудно оценивать, - говорит Андрей Похмелкин, - Минюст исправно исполнял указания, избегая откровенно репрессивных действий".

А в правозащитных организациях говорят о существенном прогрессе в сферах допуска правозащитников в места лишения свободы и самого общего положения заключенных. "При Чайке Минюст показал себя открытым ведомством, а Общественный совет по ситуации в пенитенциарной системе при Минюсте стал играть позитивную роль с точки зрения положения прав заключенных", - констатирует руководитель центра "Демос" Татьяна Локшина.

Тем не менее, эксперты отмечают рост авторитета и полномочий возглавляемого Юрием Чайкой Минюста и называют его "наименее агрессивным силовым ведомством" по сравнению с прокуратурой, ФСБ и МВД. "Минюст не играл и не играет роли в правовой политике государства", - подчеркивает Андрей Похмелкин из Экспертного совета. Груз административной отчетности, внедренной новым законом об общественных организациях, неподъемен для региональных правозащитных структур, отмечает Татьяна Локшина.

В Генпрокуратуре назначение Чайки воспринимают как наиболее удачный выбор президента. О подобном подарке от президента прокуроры могли разве лишь мечтать. Тем более что в последние дни ходило множество якобы "проверенных" слухов о возможных преемниках ушедшего в отставку Устинова.

Сомнений в том, что Чайку утвердят в должности, практически нет. По словам председателя Совета Федерации Сергея Миронова, "никаких трудностей кандидатура Юрия Чайки во время обсуждения в комитетах и на пленарном заседании не вызовет, так как сенаторы знают его как грамотного профессионала с твердой гражданской позицией". Спикер Госдумы Борис Грызлов назвал Чайку настоящим профессионалом и "стопроцентным прокурором".

Юрий Чайка о ключевых проблемах юстиции

Накануне будущий генпрокурор провел первые консультации с профильным комитетом верхней палаты и выступил против всяких радикальных перемен в правоохранительной системе. Едва появившись в Совете федерации, будущий генпрокурор выступил против реформирования органов прокуратуры и лишения ее функций следствия.

"Функции следствия должны остаться у Генпрокуратуры", - заявил Чайка и признал нецелесообразным создание новых силовых ведомств. "Каждый должен добросовестно работать на своем месте, - заявил он, - и никаких лишних органов создавать не надо". По словам источника в Кремле, это вовсе не означает, что никаких изменений в прокуратуре происходить не будет: сам Юрий Чайка всегда поддерживал идею реформирования прокуратуры.

Высказывания Юрия Чайки по ключевым проблемам юстиции публикует РГ.

О прокуратуре

- Наша прокуратура останется достаточно сильным и самостоятельным органом, решающим многие вопросы. Другое дело, что за счет усиления судебной власти, увеличения численности судов, в том числе мировых судей, многие функции просто перейдут к ним. Скажем, санкции на арест. Прокуратура, я считаю, должна усилить свои позиции, прежде всего с точки зрения уголовного преследования, а также свои правозащитные функции.

О законах

- Важное направление - гуманизация нашего законодательства. Пора отказаться от жесткой и порой неоправданной карательной политики в области уголовного судопроизводства. Когда принимается тот или иной закон, в соответствии с постановлением правительства одновременно должен формироваться и перечень нормативно-правовых актов к нему. К сожалению, такая схема пробуксовывает.

О наказаниях

- Я против того, чтобы чуть что - сразу в тюрьму. У нас нынче за решеткой контингент - на уровне Советского Союза, а населения ведь стало в два раза меньше. Мы сейчас выходим с совершенно другими критериями оценки. Если человек совершил особо тяжкое преступление, он должен быть наказан, и сурово. Но если совершены проступок или правонарушение, не представляющие большой общественной опасности, зачем же в тюрьму? Меньше содержания под стражей, больше других, альтернативных мер пресечения. Шире использовать штрафные санкции, условно-досрочное освобождение, колонии-поселения. Статистика говорит вот что: рецидив среди лиц, отбывших наказание, примерно 25- 30 процентов. Среди амнистированных - не более 5 процентов. То есть амнистия бесспорно оправдывает себя.

О помиловании

- К помилованию отношусь очень осторожно. Во-первых, нельзя подменять помилованием отправление правосудия, что у нас, к сожалению, было. По сути, помилование было поставлено на поток и превратилось в еще одну ветвь судебной власти. Я приведу цифры: во Франции фиксируется 30 - 35 тысяч ежегодных обращений о помиловании, решений бывает примерно 500, или менее 2%. Канцлер ФРГ за пять лет помиловал 21 осужденного, или 0,03%. В нашей стране было помиловано около 13 тысяч человек, или 6-7% , из них почти 2 тысячи человек - люди, имеющие третью и даже четвертую судимость, 2689 человек, осужденных за умышленное убийство, 1834 человека - за разбой, 14 - за бандитизм, 709 - за грабеж. Какие еще нужны комментарии?

О службе судебных приставов

- О Федеральной службе судебных приставов разговор особый. Нельзя построить правовое государство, если решения судов не будут исполняться. Будут ли приставы наделены правом оперативной деятельности - непростой вопрос в принципе. Сегодня приставы проводят дознание по ряду уголовных преступлений, разыскивают имущество должников, обеспечивают безопасность участников процесса. И казалось бы, они должны получать информацию о готовящихся преступлениях, вести оперативные разработки по розыску должников и их имущества. Но этот механизм никак не регламентирован. И здесь есть некий правовой пробел. Точка зрения на него неоднозначна. К единому мнению в правительстве не пришли, но такая инициатива у нас есть - чтобы функция оперативной работы была у службы приставов.

О личном

- Для меня дороже всего на свете порядочность и надежность людей, с которыми я имею дело. И, естественно, профессионализм. Не приемлю предательства, человеческой подлости, которых, к сожалению, еще очень много в сегодняшней жизни.