Конституционный суд РФ накануне поставил точку в дискуссии о "чрезмерных" полномочиях президента
RTV International
 
 
 
Рассматривая так называемое "губернаторское дело", КС счел конституционными полномочия президента предлагать под угрозой роспуска региональных заксобраний кандидатуры глав регионов
RTV International
 
 
 
КС обосновал свое решение так: порядок формирования органов госвласти субъектов РФ напрямую Конституцией не регламентируется
RTV International

Конституционный суд РФ накануне поставил точку в дискуссии о "чрезмерных" полномочиях президента. Рассматривая так называемое "губернаторское дело", КС счел конституционными полномочия президента предлагать под угрозой роспуска региональных заксобраний кандидатуры глав регионов. Российские СМИ комментируют решение Конституционного суда: это не окончательная точка.

Судьи не были единодушны, а решение принято "формальное". КС РФ указал, что право президента представлять кандидатуру на должность главы субъекта РФ "не может рассматриваться как нарушение принципа разделения властей и принципа федерализма". Но при этом КС устранился от ответа на другой принципиальный вопрос, поставленный перед ним инициаторами процесса - может ли глава государства по своему усмотрению (формально - за утрату доверия) отстранять губернаторов и распускать региональные парламенты.

Если в КС пожалуется пострадавший от нового закона бывший губернатор или "разогнанные" президентом депутаты, судьи вернутся к оценке новой системы региональных выборов.

Однако представителям СПС, обратившимся в КС с жалобой на отдельные положения обновленного в конце прошлого года закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", не удалось поколебать пресловутую вертикаль, создание которой Кремль де-факто завершил, отменив с помощью Госдумы прямые губернаторские выборы. Вертикаль устояла, пишет "Время новостей".

Российские губернаторы окончательно превратились в государственных топ-менеджеров, подчиненных президенту. "Окончательной спайкой новых звеньев вертикали власти" называет "Коммерсант" оглашенный вчера вердикт Конституционного суда по громкому "губернаторскому делу".

Представитель президента в КС Михаил Кротов назвал вчерашнее решение суда "абсолютно взвешенным, юридически грамотным и политически неангажированным". Впрочем, гораздо важнее не итоговое решение КС, а его аргументация: своим постановлением суд фактически создал новую правовую реальность, в которой менять Конституцию уже совершенно необязательно – ее можно просто игнорировать, пишет "Коммерсант".

- Как КС обосновал законность отмены выборов губернаторов
- Суть жалоб и прогноз вердикта судей
- Два судьи КС РФ выразили особое мнение на порядок избрания губернаторов
- Союз правых сил намерен и дальше подавать в КС новые запросы

Напомним, что в ноябре, в ходе двухдневного процесса в КС заявители изложили свои основные претензии к новому порядку наделения губернаторов полномочиями, роспуску заксобраний в случае неоднократного отклонения предложенной главой государства кандидатуры губернатора и к отрешению от должности главы региона президентом. Причем подробно аргументированными выглядели вторая и третья части жалоб, так в свое время КС уже обозначил условия таких кадровых шагов. Для снятия с должности губернатора необходимо установленное судом правонарушение, имеющее опасные последствия, а если речь идет о парламенте - принятие специального федерального закона. Однако КС решил, что данные нормы не были применены к заявителям, среди которых не было ни снятых губернаторов, ни отправленных в отставку региональных депутатов.

Но и представители другой стороны тоже не выглядели разочарованными. "Суд фактически уклонился от решения вопроса. Теперь все убедились, что даже у Конституционного суда, который радикально отличается от "басманного правосудия", есть сложности с независимостью", - резюмировал член политсовета СПС Борис Надеждин, но не закрыл его окончательно. Значит, возможна новая жалоба, ведь, по подсчетам Надеждина, есть как минимум пять обиженных бывших губернаторов, не переназначенных президентом. Например, бывший губернатор Корякского АО Владимир Логинов, уволенный за срыв отопительного сезона. "Такое дело стопроцентно будет выиграно, - уверен представитель СПС. - И это определенные гарантии того, что никого уже нельзя будет распустить или отстранить от должности".

Отказ от прямых выборов не запрещен Конституцией, подтверждает бывший судья КС Тамара Морщакова. Однако, убеждена она, суд "по формальной причине" уклонился от оценки реальной проблемы. "Очень скоро мы будем иметь новые иски", - убеждена она.

Однако не все судьи были единодушны. Двое судей - Владимир Ярославцев и Анатолий Кононов - сочли необходимым выступить с особым мнением. Анатолий Кононов отметил, что, на его взгляд, конституционные полномочия органов власти не могут быть расширены законами. "Никак не укладывается в Конституцию тот факт, что у граждан отобрали права", - считает юрист. "Это решение - удар для меня, - заявил после оглашения вердикта журналистам Кононов. - Новый порядок назначения губернаторов не укладывается в текст Конституции, не говоря уже о ее духе". Узнать аргументы Ярославцева изданиям не удалось.

Как напоминают "Ведомости", выбирать губернаторов на прямых выборах россиянам позволил Борис Ельцин. Он прописал такую возможность в Конституции, утвержденной на референдуме в 1993 г. Первые выборы губернатора состоялись в августе 1995 года на родине Ельцина в Свердловской области. Чтобы их провести, президент издал специальный указ, разрешающий выборы в виде исключения.

В сентябре 2004 года после трагедии в Беслане президент Владимир Путин объявил, что хочет вернуться к практике назначения губернаторов. Это заставило Ельцина, хранившего молчание с момента своей отставки, сделать первое с 2000 года заявление. "Мы не позволим себе отказаться от буквы, а главное - от духа той Конституции, которую приняла вся страна на всенародном референдуме в 1993 году", - сказал он в интервью "Московским новостям". "Удушение свобод, свертывание демократических прав" - это и есть, по мнению Ельцина, победа террористов.

Все же остальные нормы постановления суда скорее смотрелись не просто одобрением инициированной Кремлем региональной реформы - КС сделал ряд выводов, часть которых в будущем может стать основой для дальнейшего углубления вертикали власти в регионах. Так, например, в решении говорится, что "федеральный законодатель вправе избирать наиболее эффективные механизмы организации госвласти, в том числе при наделении полномочиями органов государственной власти и должностных лиц, в отношении которых соответствующий порядок прямо не предусмотрен в Конституции РФ". К тому же КС пришел к выводу, что "федеральный законодатель рассматривает высшее должностное лицо субъекта РФ как элемент именно исполнительной власти", и "по своему статусу это должностное лицо находится в отношениях субординации непосредственно с президентом РФ".

Последствия применения на практике предложенной формулы касаются не только полномочий главы государства. По сути, КС узаконил расширительное толкование любой статьи Конституции, будь то принцип разделения властей либо запрет на пребывание в должности президента более двух сроков подряд. А значит, и все ограничения для законотворчества, главным из которых прежде был основной закон, теперь фактически ликвидированы.

С этими оценками во многом согласен и один из авторов Конституции, завкафедрой конституционного права Высшей школы экономики Михаил Краснов. "У нас на глазах происходит эрозия самой главной инстанции, которая стоит на страже конституционного строя, - Конституционного суда. А это страшно, - заявил он. - Но если речь идет о принципе конституционного строя, то как он может измениться в связи с изменением обстановки? Речь идет о принципах, которые до сих пор утверждал вроде бы сам КС. Теперь он ревизует свою собственную принципиальную позицию".

Представители СПС вчера на пресс-конференции в Москве заявили, что намерены продолжить борьбу за восстановление всенародных губернаторских выборов, уговорив обратиться в КС кого-то из региональных депутатов или отставленных губернаторов. Но теперь все это уже не имеет значения: отныне оценивать законы Конституционный суд будет не по основному закону, а исключительно по понятиям - "исторического контекста" и "изменившихся правовых условий".

Как КС обосновал законность отмены выборов губернаторов

КС обосновал свое решение так: порядок формирования органов госвласти субъектов РФ напрямую Конституцией не регламентируется. Провозглашая свободные выборы высшим выражением власти народа, основной закон в то же время не рассматривает выборы в качестве "единственно допустимого механизма формирования всех органов публичной власти на каждом из уровней ее организации". К примеру, не избираются Совет федерации, председатель правительства и его заместители, федеральные министры. То есть Конституция в целях уравновешивания основ государственности (таких, как демократия, суверенитет, государственная целостность и федерализм) допускает "возможность различных вариантов наделения полномочиями органов и должностных лиц публичной власти".

Оспоренные нормы не являются вмешательством в компетенцию субъектов РФ, поскольку в целях построения единой системы исполнительной власти федеральный законодатель должен установить единый для всех регионов порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. При этом глава региона является элементом системы исполнительной власти и находится в отношениях субординации непосредственно с президентом РФ, который, "как глава государства, избираемый посредством всеобщих прямых выборов, обеспечивает согласованное функционирование всех органов госвласти".

18 января 1996 года КС принял постановление о неконституционности ряда положений устава Алтайского края, предполагавших избрание главы края региональным парламентом. Однако эти оценки "не могут быть в полной мере использованы" для оценки нового порядка избрания губернаторов, поскольку положения Конституции применяются в том числе "посредством конкретизирующих их законов в определенной системе правового регулирования, притом в развивающемся социально-историческом контексте". А правовые позиции, сформулированные КС "в системе прежнего правового регулирования и имевшей место в то время конституционной практики", могут уточняться либо изменяться "с учетом конкретных социально-правовых условий их реализации, в том числе с учетом изменений в системе правового регулирования". Следовательно, тезис 1996 года о необходимости прямых выборов главы региона "не может быть истолкован как невозможность установления какого-либо иного порядка".

Полномочие президента РФ вносить в региональный парламент кандидатуру губернатора Конституцией непосредственно не предусмотрено. Но это не мешает федеральному законодателю возложить подобное полномочие на президента, являющегося непосредственным представителем всего народа РФ. Кроме того, это право президента не может рассматриваться как нарушение принципа разделения властей, поскольку окончательное решение о наделении полномочиями губернатора принимает законодательный орган субъекта.

Право принимать участие в прямых выборах губернатора не закреплено в качестве конституционного права гражданина РФ, нет его и в числе тех общепризнанных прав и свобод, которые в Конституции не названы. Это право закреплено лишь в некоторых федеральных законах, которые могут меняться. К примеру, до 1995 года у граждан РФ было право избирать членов Совета федерации, которого они затем лишились. К тому же президент, внося кандидатуру губернатора, руководствуется, в частности, такими критериями, как профессионализм, компетентность и опыт, отвечающими требованиям к главе региона. А парламент субъекта, утверждающий кандидатуру, является "полноправным органом народного представительства".