Журналистка и кандидат в президенты Ксения Собчак готовит заявление в Генпрокуратуру на вице-премьера Дмитрия Рогозина, который 20 декабря показал сербскому президенту новую разработку российских ученых - жидкостное дыхание, для демонстрации которой использовалась такса
Global Look Press
 
 
 
Как предполагает Собчак, чиновники, которые, согласно нашумевшему телесюжету, для демонстрации новинки погружают живую собаку вниз головой в жидкость, могли совершить уголовное преступление
©РИА Новости / Сергей Мамонтов

Журналистка и кандидат в президенты Ксения Собчак готовит заявление в Генпрокуратуру на вице-премьера Дмитрия Рогозина, который 20 декабря показал сербскому президенту новую разработку российских ученых - жидкостное дыхание, для демонстрации которой использовалась такса. Об этом сообщается на сайте кандидата в президенты.

Как предполагает Собчак, чиновники, которые, согласно нашумевшему телесюжету, для демонстрации новинки погружают живую собаку вниз головой в жидкость, могли совершить уголовное преступление.

- Православный епископ осудил эксперимент с таксой: "Каменный век"

Журналистка напоминает, что как раз в этот день, 20 декабря, президент России подписал закон об ужесточении уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, известный также как "закон против живодеров".

В законе говорится, что "жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье... если это деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в присутствии малолетнего; с применением садистских методов; с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет") - наказываются... лишением свободы на срок до пяти лет".

"Этот закон в тот же день официально опубликован, и само по себе совпадение этих событий выглядит весьма цинично", - отмечает Собчак.

Она также выразила сожаление, что "миллиардные перерасходы" во время строительства космодрома Восточный и многочисленные аварии при запуске ракет до сих пор не привели к отставке Дмитрия Рогозина, который курирует космическую отрасль.

"Завтрашний день", открытый полвека назад

Как официально пояснили авторы эксперимента, жидкостное дыхание - разработка Фонда перспективных исследований (ФПИ), которая, по словам руководителя проекта Федора Арсеньева, может быть использована для спасения моряков с подлодок в случае аварии. Дело в том, что на глубинах более 100 метров быстро подняться на поверхность невозможно из-за кессонной болезни - "закипающая кровь" закупоривает сосуды и убивает человека. Дмитрий Рогозин, представляя проект, подчеркнул, что это лишь одна из разработок созданного в 2012 году ФПИ, специализирующегося на прорывных исследованиях в различных областях науки и техники. "Тот самый завтрашний день, куда мы стремимся", - с гордостью резюмировал вице-премьер.

Между тем журналисты Александр Невзоров и Павел Лобков поправляют вице-премьера, напоминая, что жидкостное дыхание является "инновацией 50-летней давности".

"Еще в 1966 году Леланд Кларк сделал подобное. Но у него тогда возникли проблемы с выводом углекислоты из организма… Потом ученые в Пенсильванском университете и профессор Феликс Белоярцев в СССР легко производили все то, чем сегодня хвастается Рогозин как открытием. Более того, это пробовали и на людях тоже. В том же самом Пенсильванском университете - на смертельно больных новорожденных младенцах, для которых это было последним шансом", - пишет Невзоров.

При этом он отмечает, что для настоящего выполнения этого эксперимента таксу нужно было бы держать в растворе более двух минут, а не минуту, как было продемонстрировано сербскому президенту Александру Вучичу. "Чтобы "утопить" животное, то есть чтобы говорить, что оно прошло эксперимент, нужно как минимум 2-2,5 минуты. Эту бедную собаку просто мучили", - отмечает журналист.

С ним солидарен ведущий телеканала "Дождь", биолог по образованию Павел Лобков. Он тоже напоминает, что жидкостное дыхание было "очень популярно в 60-70 годы... и в России, и в США". Это направление исследований получило развитие после Второй мировой, когда встала задача придумать, чем можно восполнять большие потери крови, когда не хватает доноров. "Нужна была жидкость, "которая была бы нейтральна, возмещала бы не только объем потерянной крови, но и могла бы подобно крови нести кислород", - поясняет журналист.

В частности, в СССР подобными разработками "голубой крови" вместе с Белоярцевым занимался биофизик Генрих Иваницкий. Лобков при этом удивляется, почему жидкость, в которую погружали таксу, была прозрачной, ведь по идее такой раствор - эмульсия.