Сегодня в России день траура. Во всех православных храмах и монастырях России 23 августа проходят панихиды по погибшим морякам атомохода "Курск".
По всей стране в соответствии с президентским указом приспущены государственные флаги. Телеканалы и радиостанции отменяют развлекательные программы. Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибших моряков.
Единственное место на территории России, где сегодня нет траурных мероприятий, Североморский военный гарнизон Видяево, к которому была приписана атомная подводная лодка "Курск". Приехавшие туда родственники погибших моряков считают, что объявление траура было преждевременно. Они уверены, что сначала нужно довести до конца спасательную операцию в Баренцевом море. Кроме того, люди возмущены прекращением работ на месте катастрофы атомохода "Курск", поскольку все еще продолжают верить, что их близким удалось выжить.
Об отмене траура в стране родственники говорили вчера на встрече с президентом России. Владимир Путин пообещал что-то сделать, но из этого ничего не вышло √ механизм уже был запущен, и самое больше, что удалось, так это отменить намеченные на сегодня в гарнизоне траурные митинги, молебны в церкви и выход в Баренцево море к месту гибели "Курска".
Вчера в Видяево на встрече родственников погибших с президентом практически не было прессы. Но кроме официально допущенного на мероприятие государственного телеканала РТР, в зале случайно оказались два немецких журналиста. Они предоставили Российскому телеканалу спутниковую антенну и таким образом смогли присутствовать на встрече. По словам корреспондента "Немецкой волны" Кристова Ванера, нельзя сказать, что атмосфера в зале была агрессивна, но когда люди поняли, что у президента почти нет ответа на то, что произошло, после того, как он не смог объяснить, почему не удалось спасти подводников, атмосфера в зале накалилась. Как отмечает Кристоф Загурна, руководитель крупнейшей в Германии частной телекомпании "РТЛ", российская общественность не увидела кадры, которые показывали возбуждение и агрессивность аудитории. Эти кадры просто вырезались из репортажей.
Сегодня в Видяево ничто не говорит о трауре: даже флаг на Доме офицеров не приспущен и без черной ленты. Сюда, к этому зданию с самого утра снова приходили родственники, все они в тревожном ожидании. Никто не знает, что делать дальше, поскольку вероятнее всего никаких похорон в ближайшее время не будет. Кто-то собирается уезжать домой, кто-то намерен оставаться в Видяево до последнего.
В Видяево сейчас развернул свою работу Всероссийский центр "Медицины катастроф". Машины "Скорой помощи" встречаются здесь чаще любых других автомобилей. В гарнизон приехали около 30 врачей и психотерапевтов из Москвы и Санкт-Петербурга.
Многие родственники по-прежнему стремятся попасть к месту гибели атомной подводной лодки "Курск", и такой выход в море все же состоится. Завтра от причалов гарнизона в путь отправится теплоход "Клавдия Еланская".
На объявление траура в России по закону имеет право только глава государства. При этом нет жестких нормативных актов, которые регулируют, когда объявлять траур, а когда нет. Обычно учитывается общественный резонанс трагедии и число жертв. Если их меньше шестидесяти, высшая власть ограничивается телеграммами соболезнования. В советский период траур объявлялся только после смерти глав государства. Исключением стала гибель Юрия Гагарина. При этом траур, например, не объявлялся после Чернобыльской катастрофы и после гибели подлодки ⌠Комсомолец■.