Глава "Роснефти" Игорь Сечин, который уже трижды не явился в Замоскворецкий суд Москвы на рассмотрение дела о вымогательстве взятки бывшим министром экономического развития Алексеем Улюкаевым, ранее три раза давал показания. При этом до этого руководитель нефтяной компании подчеркивал, что уже отразил свою позицию "в письменных показаниях и в публичных выступлениях".
Как сообщает Русская служба BBC со ссылкой на копии протоколов допросов, всего главу "Роснефти" допрашивали три раза. Первый раз - утром 15 ноября прошлого года в служебном автомобиле после задержания Улюкаева. Второй раз Сечин два часа беседовал с полковником СК РФ в одном из кабинетов на Софийской набережной 17 января. Третий допрос состоялся 31 мая.
По информации журналистов, на первом допросе Сечин не рассказал, когда и где именно Улюкаев потребовал от него взятку. Глава "Роснефти" лишь сообщил следователю, что это было примерно "в октябре - ноябре 2016 года". Через два месяца Сечин уже вспомнил подробности и рассказал, что 15 октября на саммите в Гоа Улюкаев "в дневное время в здании отеля в ходе беседы" начал обсуждать приватизацию нефтяной компании "Башнефть".
При этом в своих показаниях Сечин подчеркивал, что к моменту разговора с бывшим министром экономразвития "Роснефть" уже приобрела госпакет "Башнефти" и сделка была одобрена правительством. Однако Улюкаев "попросил каким-либо образом отблагодарить его за положительное решение путем выплаты так называемой премии".
После этого, по словам Сечина, он переспросил Улюкаева, каким образом стоит расценивать его просьбу о "благодарности". "Улюкаев А. В. жестом в виде двух пальцев показал размер требуемого им вознаграждения, уточнив устно, что данный жест соответствует 2 млн долларов США. Об указанном предложении Улюкаева А. В. я пообещал подумать", - цитирует издание показания главы "Роснефти".
В то же время Сечин признал, что этого разговора больше никто не слышал. "Факт данной встречи с Улюкаевым А. В., но не содержание состоявшегося разговора могут подтвердить сотрудники службы безопасности ПАО "НК "Роснефть", - добавил он в ходе допроса.
В середине ноября суд по делу Улюкаева удовлетворил просьбу защиты о приобщении к материалам дела экспертизы его разговора с Сечиным в офисе компании. Запись была сделана перед задержанием министра год назад. Речь шла о переговорах, которые считаются одной из главных улик против обвиняемого.
Ранее экспертизу беседы провели криминалисты ФСБ и специалисты Южного экспертного центра (ЮЭЦ) по заказу СК. Именно эта, вторая, экспертиза используется обвинением в суде. Однако адвокаты Улюкаева считают, что работа была проведена с нарушениями: данные противоречат друг другу, а на одном из заключений подпись проставлена задним числом.
Главной претензией адвокатов является слово "Гоа". В расшифровке, представленной ЮЭЦ, оно присутствует, а в экспертизе ФСБ - нет. Защита Улюкаева сочла, что криминалисты ФСБ допустили ошибку, а то и вовсе совершили подлог. Поэтому они заказали независимый анализ у волгоградской экспертной компании СОДЭКС ("Содружество экспертов" при МГЮА имени О. Е. Кутафина).
Сечин является ключевым свидетелем в деле Улюкаева, поскольку именно у него, по версии следствия, Улюкаев вымогал взятку в размере 2 млн долларов. Глава "Роснефти" сообщил об этом в ФСБ и под контролем оперативников передал экс-министру требуемую сумму. Улюкаев был задержан с поличным 14 ноября 2016 года.
Судебный процесс по делу Улюкаева начался 16 августа 2017 года. 8 ноября суд, удовлетворив ходатайства прокуратуры и защиты обвиняемого, в первый раз вызвал Сечина на допрос. Однако в указанный день - 13 ноября - глава "Роснефти" на заседание не явился. В компании сообщили, что Сечин повестку не получил.
После этого суд направил Сечину повторный вызов на 15 ноября, но свидетель вновь не пришел, так как, по объяснениям его представителей, был в командировке. В третий раз суд вызвал Сечина на 22 ноября, однако он снова не явился. Глава "Роснефти" при этом заявлял, что готов явиться на процесс, как только удастся согласовать графики.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ранее сообщил журналистам, что Владимир Путин в курсе ситуации с неявкой главы "Роснефти" на допрос. Однако, подчеркнул представитель Кремля, у главы государства не может быть личной позиции по данному вопросу.