Анатолий Сердюков
Russian Look
 
 
 

Экс-министр обороны России Анатолий Сердюков во вторник снова побывал на допросе в Следственном комитете - на этот раз по эпизоду о продаже за бесценок старинного особняка на территории Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Дом садовника, как выяснили следователи, отошел фирме небезызвестного Валерия Пузикова - сердюковского зятя, чье имя фигурирует и в ряде других эпизодов разросшегося дела о махинациях с недвижимостью Минобороны.

Адвокат Сердюкова Генрих Падва сообщил в среду "Интерфаксу", что его клиент отказался от дачи показаний в соответствии с правом, предоставленным ему Конституцией. Претензии следствия защитник назвал абсурдными - в деле, по его словам, фигурирует "маленькая сторожка, которая находится в ветхом состоянии".

- Пресса: Сердюкова "свалили" спецслужбы, вскоре он может стать обвиняемым

Падва подчеркнул, что сделка по продаже этого здания была заключена много лет назад. "Все делалось абсолютно открыто, с момента реализации объекта ни у покупателя, ни у продавца, ни у контролирующих органов не возникало никаких претензий", - отметил он.

Падва добавил, что следователи не сообщили о дате следующего возможного допроса Сердюкова.

В то же время "Коммерсант", цитируя второго адвоката Константина Ривкина, сообщает, что Сердюков опять применил тактику, которую успешно опробовал на предыдущих допросах, - так называемую комбинированную линию защиты. Бывший министр подошел к беседам со следователями избирательно: сам выбрал те вопросы, на которые пожелал ответить, а остальные проигнорировал, воспользовавшись конституционным правом не свидетельствовать против себя.

Об ответах Сердюкова можно судить по тому, как об эпизоде говорит адвокат: с его слов чуть ли не выходит, что это "первые лица государства" поставили главу военного ведомства "в очень сложную ситуацию" тем, что вынудили его избавиться от непрофильных активов. Причем тому иной раз приходилось идти на так называемые прямые продажи объектов, чтобы получить "быстрые деньги" и "закрыть дыры", например, по коммунальным платежам военных. Даже если покупателем становился родственник экс-министра, в этом, как настаивает защитник, не было ничего предосудительного.

Адвокаты Сердюкова обрушились на правоохранителей и СМИ

Более того, Ривкин и Падва в публичном заявлении на сайте "Эха Москвы" выразили "недоумение по поводу попыток ревизовать следственным путем едва ли не всю многолетнюю деятельность Минобороны". Еще больше они недовольны тем, как об эпизодах "дела "Оборонсервиса" пишут в СМИ.

Эти негативные публикации "нередко сопровождаются искажением фактов, умолчанием о существенных обстоятельствах событий, ненужной и необоснованной истерией", упрекают защитники, а также, по их мнению, "искусственно подогреваются правоохранительными органами, постоянно возбуждающими уголовные дела без достаточных, на наш взгляд, оснований".

"Так, в прессе, надо полагать, с одобрения силовых структур, писалось о продаже Сердюковым (!?) Таврического дворца (!!!) в Санкт-Петербурге, хотя на самом деле объектом купли-продажи на открытом аукционе являлось здание общей площадью 1200 кв. метров, находившееся в весьма плачевном состоянии и проданное по цене, которую за него готов был уплатить покупатель", - возмущаются адвокаты.

"Регулярно появляется информация о якобы использовании неких "заниженных" цен при наличии в гражданском законодательстве положений о свободе договора и установлении цены сделки по взаимной договоренности сторон с привлечением профессиональных оценщиков", - продолжают они. И гневно заключают, что считают "недопустимым на начальной стадии предварительного расследования нарушать конституционный принцип презумпции невиновности", равно как и тайну следствия.

Пресса: Сердюкова "свалили" спецслужбы, вскоре он может стать обвиняемым

Пока Сердюков проходит по "делу "Оборонсервиса" как свидетель, но его процессуальный статус может измениться, предполагает "Коммерсант". Согласно первым результатам комплексной финансово-хозяйственной экспертизы по продаже через аукционы всех объектов недвижимости Минобороны, подтверждены факты существенного занижения их стоимости. После того как мнения экспертов будут проанализированы, фигурантам, видимо, начнут предъявлять обвинения в окончательной редакции.

"Причастность Сердюкова к ряду уголовных дел многим кажется очевидной. Почему же ему до сих пор не предъявлено обвинение?" - в свою очередь, задается вопросом "Независимая газета". Ответ, впрочем, ранее дали в СКР, напоминает она. В июне глава следственного ведомства Александр Бастрыкин сказал: "Все жаждут "крови", но в то же время никто не хочет 1937 года". По сути, он просто повторил за президентом Владимиром Путиным, заявившим то же самое в ноябре 2012 года.

Издание пишет далее, что ситуации, связанные с коррупцией во властных структурах, в том числе в силовых ведомствах, обязаны отслеживать спецслужбы. С делом о хищениях в Минобороны так и было: по данным осведомленного источника газеты, о многочисленных систематических имущественных и иных экономических нарушениях в окружении Сердюкова регулярно информировали Путина не столько аудиторы Счетной палаты, сколько глава ФСБ Александр Бортников.

"Судя по тому, что Сердюкова сняли с должности, а многочисленные преступные деяния его подчиненных и близких сейчас расследуются, ФСБ работает эффективно", - отмечает НГ. "Хочется надеяться, что доказательная база в отношении истинных коррупционеров в Минобороны и "Оборонсервисе" будет создана и они будут наказаны. Иначе спуск на тормозах подобных дел ударит по имиджу Кремля", - заключает она.