Ерофеев и Александров были задержаны 16 мая в зоне проведения Киевом военной операции в районе города Счастье Луганской области
Служба безопасности Украины
 
 
 
Александр Александров
Reuters
 
 
 
Евгений Ерофеев
Reuters

Командование воинской части N21208 Главного разведывательного управления (ГРУ), дислоцированной в Тольятти Самарской области, где до задержания на Украине служили российские военнослужащие Александр Александров и Евгений Ерофеев, запретило солдатам до конца лета пользоваться мобильными телефонами и социальными сетями. Об этом источник в части сообщил телеканалу "Дождь".

По словам источника, поводом для принятия таких мер стало задержание 22 мая рядом с частью журналиста "Дождя" Тимура Олевского. Военные отобрали у Олевского документы, заподозрив, что он снимал на камеру режимный объект - часть, и доставили его в отделение полиции. Через некоторое время журналиста отпустили. Корреспондент приехал в Тольятти, чтобы снять репортаж о Ерофееве и Александрове (судьбой последнего теперь занимаются "Солдатские матери").

Как утверждает собеседник телеканала, рядовым приказали сдать все мобильники, удалить профили в социальных сетях и не общаться даже с родителями. По данным журналистов, солдатам заявили: "Скажите спасибо за это "Дождю".

Источник отметил, что ситуация в части из-за задержания в Луганской области Александра Александрова и Евгения Ерофеева "напряженная". По его словам, солдатам части неоднократно предлагали подписать контракт, а позже их "перенаправляли на границу с Украиной".

О задержании российских военнослужащих рядом с городом Счастье Луганской области Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила 16 мая. В бою погиб украинский военнослужащий, еще трое силовиков получили ранения. Россияне тоже были ранены. Их задержали и поместили в госпиталь.

Хотя глава самопровозглашенной Луганской народной республики Игорь Плотницкий уверял, что военные являются бойцами народной милиции ЛНР, в СБУ заявили, что в плен были захвачены офицеры ГРУ Министерства обороны РФ. В Минобороны России, однако, позже заявили, что Александров и Ерофеев на момент задержания не являлись действующими военнослужащими. Сами же россияне поведали "Новой газете", что не увольнялись из армии.

19 мая украинские следователи предъявили задержанным обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст. 258-3 УК Украины (участие в террористической деятельности). В минувшую пятницу суд в Киеве постановил арестовать Ерофеева и Александрова до 19 июля. Начальник Главного следственного управления СБУ Василий Вовк сообщил накануне, что следствие по делу российских военных может быть завершено за два-три месяца.

"Солдатские матери" потребовали от властей прояснить статус "бойцов ГРУ"

Между тем судьба россиян, которых арестовал киевский суд, остается непонятной. Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей, член Общественного совета при Минобороны Валентина Мельникова рассказала РБК, что один из них, Александров Александр, обратился "по электронной почте и СМС" с просьбой "оказать ему содействие для возвращения в Россию".

После этого Мельникова обратилась с запросом к главному военному прокурору Сергею Фридинскому с просьбой прояснить его статус. В своем письме правозащитница просит военную прокуратуру ответить, "по какому распоряжению военнослужащий находился на Украине, каким способом он смог перейти государственную границу и какие меры принимаются военной прокуратурой для его возвращения в Россию. Также Мельникова поинтересовалась, участвует ли МИД в судьбе Александрова.

"Солдатские матери" просят прокуратуру "принять все возможные меры для освобождения Александрова в случае очередного обмена пленными "всех на всех" на Украине".

В КПРФ потребовал от МИДа защитить интересы военных. МИД жалуется, что российского консула не пускают

Судьбой военных обеспокоились и в Госдуме. Парламентарий от КПРФ Валерий Рашкин обратился в МИД РФ с просьбой сообщить депутатам о том, какие практические шаги предпринимаются министерством по защите интересов задержанных на Украине российских граждан. В документе Рашкин употребляет резкие выражения в адрес украинских силовиков.

"Просил бы Вас проинформировать Государственную думу ФС РФ о тех практических шагах, которые предпринимаются МИД РФ по защите интересов похищенных бандеровским охвостьем граждан России Ерофеева Е. В. и Александрова А. А.", - говорится в запросе на имя главы МИД РФ Сергея Лаврова, размещенном на официальном сайте КПРФ.

В документе депутат отмечает, что, по данным СМИ, адвокаты задержанных не могут в полной мере защитить их права. Рашкин предложил МИДу рассмотреть возможность участия в защите интересов граждан РФ адвокатской группы, сформированной кандидатом в члены ЦК КПРФ адвокатом Дмитрием Аграновским.

В МИДе РФ отреагировали на общественный интерес, опубликовав на сайте сообщение "о задержании на Украине российских граждан Е. В. Ерофеева и А. А. Александрова". В сообщении говорится, что "с первого дня их задержания Посольство России на Украине добивается встречи с ними российского консула". В ведомство был вызван для беседы поверенный в делах Украины в Российской Федерации Р. М. Нимчинский и ему сообщили об имеющихся претензиях.

"Было констатировано, что украинские власти политизируют данную тему, некорректно используя с этой целью средства массовой информации. Российская сторона призвала, чтобы доступ представителя Посольства России к Е. В. Ерофееву и А. А. Александрову был обеспечен в кратчайшие сроки", - говорится в сообщении МИДа.

Ранее в посольстве РФ сетовали, что в украинских СМИ вокруг задержания Ерофеева и Александрова развернута "беспрецедентная информационно-психологическая кампания, одним из лейтмотивов которой является присказка, дескать, "русские бросили своих". "Вынужден напомнить, что сегодня, 23 мая, прошло уже пять дней с того момента, как посольство России в Киеве официально вручило украинской стороне запрос о встрече с задержанными российскими гражданами. Ответа мы до сих пор не получили", - констатировал дипломат.

В это же время украинские СМИ утверждают, что власти разрешили встречу офицеров с российским консулом, однако, почему она не состоялась, неизвестно.