Работу по выполнению Россией рекомендаций Группы стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) Совета Европы в целом можно признать успешной
Moscow-Live.ru
 
 
 
Выполняя рекомендации Евросоюза, Россия ввела уголовную ответственность за подкуп судей, чиновников и депутатов, обеспечила проведение анализа вероятного злоупотребления специальной защитой на суде при раскаянии подсудимого
Moscow-Live.ru
 
 
 
Председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, заявила, что рекомендации ГРЕКО не учитывают особенности российского законодательства, а оценки экспертов не вполне точны
Russian Look

Работу по выполнению Россией рекомендаций Группы стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) Совета Европы в целом можно признать успешной. Об этом заявил газете "Ведомости" замначальника управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и член бюро ГРЕКО Аслан Юсуфов, комментируя отчет организации, в котором говорилось, что РФ полностью выполнила лишь три из 21 рекомендации. Эксперты организации пришли к выводу, что еще 12 рекомендаций были выполнены частично, шесть не были выполнены вовсе.

Выполняя рекомендации Евросоюза, Россия ввела уголовную ответственность за подкуп судей, чиновников и депутатов, обеспечила проведение анализа вероятного злоупотребления специальной защитой на суде при раскаянии подсудимого. В то же время продление сроков давности по коррупционным делам с двух до 10 лет охватило лишь дела о подкупе участников и менеджеров спортивных соревнований и развлекательных конкурсов. Россия также отменила положение, разрешающее возбуждать уголовные дела о коммерческом подкупе только по заявлению или при согласии пострадавшей организации, но не учла другие советы ГРЕКО по этой теме.

В числе невыполненных в отчете называлось предложение включить в понятие "взятка" любые нематериальные преимущества и выгоду, полученную от действий чиновников третьими лицами. Россия также не стала криминализовать злоупотребление влиянием и обещание взятки, увеличивать срок давности привлечения к уголовной ответственности за подкуп.

В области финансирования политических партий РФ не смогла обеспечить необходимые правовые рамки, отмечалось в документе. По мнению авторов доклада, Россию не приняла меры по недопущению злоупотреблений служебным положением в ходе избирательных кампаний и не обеспечила прозрачность финансирования фондов поддержки партий.

Подобная оценка усилий России в области борьбы с коррупцией не означает, что страна не принимала мер к выполнению рекомендаций, считает Аслан Юсуфов. Он отметил, что пять из шести рекомендаций нашли отражение в законопроекте о внесении изменений в законодательные акты в целях усиления ответственности за коррупцию. Многие рекомендации, признанные частично выполненными, вскоре получат статус "выполненных удовлетворительно" автоматически, подчеркнул он.

По словам Юсуфова, если уровень выполнения рекомендаций признается недостаточным, ГРЕКО может сделать вывод об "общем неудовлетворительном состоянии выполнения рекомендаций" с постановкой страны на усиленный мониторинг. Однако, как следует из текста доклада, России пока не ставят оценку "неуд" - отчет о выполнении остающихся рекомендаций страна должна будет представить до декабря 2015 года.

С позицией Генпрокуратуры согласны и в неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International. Как заявила "Ведомостям" вице-президент организации Елена Панфилова, с учетом сплоченности бюрократии и непрозрачности принятия решений в стране темп выполнения Россией рекомендаций СЕ нельзя считать провальным. По ее мнению, причина медлительности кроется в специфическом понимании в верхах коррупции и недоверии политических лидеров к зарубежным оценкам этого явления в РФ.

Председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, комментируя РБК отчет, заявила, что рекомендации ГРЕКО не учитывают особенности российского законодательства, а оценки экспертов не вполне точны. Она подчеркнула, что многие требования ГРЕКО уже есть в российском законодательстве.

По мнению члена президентского Совета по правам человека, председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, высказанному им "Интерфаксу", не все рекомендации ГРЕКО эффективны в России, поскольку в стране сильна бюрократическая составляющая и многие рекомендации просто не работают.