Ленинский районный суд Владикавказа отменил постановление следователя Генпрокуратуры РФ, отказавшего потерпевшим от теракта в Беслане в возбуждении уголовных дел против членов оперативного штаба по освобождению заложников. Генпрокуратура в свою очередь уже направила протест в Верховный суд Северной Осетии. Если решение райсуда останется в силе, то начнется расследование действий чиновников, в том числе и экс-президента республики Александра Дзасохова. Пострадавшие не верят в то, что Генпрокуратура начнет расследование против оперштаба, а следствие утверждает, что судьба чиновников вне зависимости от решения суда будет зависеть только от результатов экспертизы, в ходе которой построят и взорвут еще одну школу, пишет газета "Коммерсант".
Постановление следствия об отказе в возбуждении уголовных дел обжаловали члены комитета "Матери Беслана". Вот уже три года с момента сентябрьской трагедии 2004 они пытаются привлечь к ответственности тех, кто непосредственно руководил операцией по спасению заложников, напоминает "Эхо Москвы".
По словам адвоката потерпевших Таймураза Чеджемова, жалоба была направлена в Ленинский райсуд Владикавказа еще в конце января этого года. Защита требовала признать "незаконным и необоснованным" постановление следователя Генпрокуратуры от 20 апреля 2006 года, отказавшегося возбудить уголовные дела против членов оперативного штаба в Беслане.
"Принимая это решение, следователь опирался на заключение ситуационной экспертизы от 23 декабря 2005 года, которая через год постановлением того же Ленинского райсуда была признана незаконной", - сказал Чеджемов. По словам адвоката, судья Азамат Бадтиев рассматривал новую жалобу около двух месяцев и пришел к выводу о том, что действия следователя были незаконными (полный текст постановления суда на сайте организации "Матери Беслана").
Между тем, член бывшей федеральной парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане, депутат Госдумы Юрий Савельев считает, что решения судов, признавших незаконными экспертизу и отказ в привлечении членов штаба, "вернули расследование теракта в Беслане на исходную точку". Напомним, что Савельев представил альтернативный доклад по Беслану, в котором обвиняет в случившемся не только боевиков, но и силовиков.
"Именно на материалах следствия были построены и обвинения милиционеров, которых сейчас судят за халатность по бесланскому делу, и приговор, вынесенный террористу Нурпаше Кулаеву", - сказал Савельев. Он признал, что Генпрокуратура не станет пересматривать предъявленные обвинения, но надеется на то, что теперь следствие будет вынуждено заново проанализировать материалы его альтернативного доклада.
Потерпевшие не верят в то, что Генпрокуратура когда-нибудь возбудит дело против руководства операцией. "Суд может отменить одно такое постановление, но за ним тут же всплывет другое, которое также запрещает начинать уголовное преследование должностных лиц. Но даже в случае, если все эти постановления будут отменены, прокуратура все равно найдет повод для того, чтобы не возбуждать уголовные дела против чиновников", - говорит лидер организации "Голос Беслана" Элла Кесаева.
Впрочем, как пояснили газете в Генпрокуратуре РФ, обжалование в высшей инстанции лишь формальность. Все будет зависеть от новой экспертизы. Следователи собираются провести математическое и даже физическое моделирование штурма школы, для чего сейчас строится фрагмент здания в натуральную величину, состоящий из капитальной кирпичной стены с окнами и примыкающих к ней участков пола и крыши.
Если новая экспертиза опровергнет результаты предыдущей, надзирающий прокурор вне зависимости от решения суда потребует от следствия дать юридическую оценку действиям должностных лиц во время штурма.
"Если же и новая экспертиза не даст следователю оснований для возбуждения уголовного дела по "должностной" составляющей, то и никакой суд его это сделать не заставит", - сказали газете в управлении Генпрокуратуры.
22 декабря 2006 года комиссия Совета Федерации по расследованию теракта в Беслане обнародовала итоговый доклад. Парламентская комиссия назвала организаторами захвата школы лидеров чеченских сепаратистов Аслана Масхадова, Шамиля Басаева, арабского террориста-наемника Абу Дзейта и некоего Хашиева. "Теракт стал возможен из-за отсутствия должного контроля исполнения на местах требований МВД России", - утверждалось в документе. Единственный оставшийся в живых участник захвата заложников - Кулаев - был приговорен в мае 2006 года к пожизненному заключению.
Комиссия по расследованию теракта в Беслане пришла к выводу, что штурма захваченной террористами школы, по сути, не было, все трагические события начались спонтанно. Глава комиссии Александр Торшин признал, что "конечно же, разрабатывались и схемы вооруженных действий, силового захвата, но реального штурма на тот момент не было".
Парламентская комиссия по расследованию теракта в Беслане не нашла убедительных подтверждений заявлениям ряда свидетелей о том, что по захваченной школе днем 3 сентября 2004 года, когда в здании оставались заложники, стреляли танки. Отметим, что в докладе депутата Савельева приводятся другие данные.
Первого сентября 2004 года группа террористов захватила заложников в школе североосетинского города Беслан. В результате захвата и операции по освобождению заложников погибли 333 человека, в том числе 186 детей.