Из состава СПЧ уходит уже 17-й член - вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс
Russian Look
 
 
 
Людмила Алексеева, Председатель Совета Михаил Федотов (в центре), доктор юридических наук, член-корреспондент РАН Сергей Алексеев
Пресс-служба Президента России
 
 
 
Валентин Гефтер
Архив NEWSru.com

Ситуация вокруг Cовета по правам человека при президенте продолжает обостряться: совещательный орган рассыпается буквально на глазах из-за того, что правозащитники покидают его один за другим. Накануне вечером стало известно, что из состава СПЧ уходит уже 17-й член - вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс.

"Я написал заявление о выходе из состава Совета", - сказал Юргенс "Интерфаксу". В качестве обоснования своего ухода он назвал две причины, одна из которых - изменение процедуры отбора в Совет новых членов - ранее послужила поводом для выхода из Совета еще ряда правозащитников. "Я в таком квазидемократическом отборе участвовать не хочу. Сконцентрируюсь на других проблемах. Желаю всего наилучшего тем, кто будет работать в правозащитном Совете", - сказал Юргенс.

"Люди в этой сфере штучные, доказавшие всей своей жизнью, что они борются за права человека. А когда начинается политтехнология - давайте мы выдвинем на каждое вакантное место по несколько кандидатов и дадим право президенту выбирать, - все становится понятно. Это попытка относительно интеллигентным способом избавиться от ненужных людей", - комментировал накануне Юргенс новый формат отбора в СПЧ "Московским новостям".

Другая причина ухода Юргенса связана с его деятельностью в РСПП. "РСПП выдвинул меня кандидатом на должность уполномоченного по правам предпринимателей. Президент назначил уполномоченным Титова. Прекрасный выбор. Правами предпринимателей, чем я занимался в президентском Совете, сейчас логичнее заниматься Титову", - сказал Юргенс.

В администрации президента предпочли сконцентрировать снимание именно на этой причине и поспешили уличить правозащитника в обидчивости, заявив, что его уход из СПЧ связан с личными причинами. "Всем известно, что господин Юргенс на прошлой неделе не скрывал желания продвинуться ближе к власти и стать уполномоченным по защите прав предпринимателей. В связи с тем, что его кандидатура была поддержана только одной организацией, выбор остановился не на нем. В этой связи в заявлении Игоря Юргенса больше личной обиды, чем желания внести вклад в правозащитную деятельность", - сказал во вторник источник в администрации.

Юргенс стал 17-м человеком, покинувшим президентский Совет, в котором могут состоять до 40 членов. До этого в мае заявления о выходе из Совета подали 11 человек: Федор Лукьянов, Ида Куклина, Александр Аузан, Светлана Ганнушкина, Юрий Джибладзе, Татьяна Малева, Дмитрий Орешкин, Эмиль Паин, Елена Панфилова, Леонид Радзиховский и Алексей Симонов. В знак несогласия с тем, как прошли выборы в Госдуму, в декабре 2011 года президентский Совет покинули Ирина Ясина и Светлана Сорокина.

На сегодня в СПЧ остаются 23 человека. Однако если аппарат покинут еще трое (а устно заявили о готовности уйти еще несколько членов), утратится кворум, и Совет фактически потеряет свою легитимность. Кроме того, глава Совета Михаил Федотов неоднократно отмечал, что если в СПЧ останется меньше 20 человек, он сложит полномочия. РБК пишет, что согласно закону, если Совет покинут еще пятеро, госорган расформируют.

Сейчас совет переживает очевидный кризис. "В том виде, в каком совет существовал при президенте Медведеве, он на грани исчезновения", - заявил Юргенс "Московским новостям". По его мнению, после реформы сформируется большинство из лояльных власти людей.

Того же мнения придерживается бывший председатель Совета Элла Памфилова, которая считает, что залогом эффективности СПЧ было невмешательство в его дела президента и его администрации, а после реформы исчезнет последний канал донесения до главы государства точки зрения инакомыслящего меньшинства, пишут "Ведомости". Впрочем, как отмечает газета, правозащитники Александр Брод и Леонид Поляков, входящие в СПЧ, не поддерживают критику планов Кремля и считают, что их коллеги слишком категоричны.

Обзор статей на тему кризиса в президентском совете приводит сайт "Заголовки". Так, "Российская газета" напоминает, что в связи с массовым исходом членов руководитель совета Михаил Федотов сформировал новый список кандидатов в Совет, однако администрация президента сочла такой способ подбора кандидатур неприемлемым и предложила провести комплектацию Совета путем открытых общественных процедур.

С 1-го июля на официальном сайте Совета стартует сбор кандидатур на 13 вакантных мест. Предложить своих кандидатов может любая общественная организация кроме партийных и религиозных. А 1 сентября члены Совета передадут президенту список из 39 победителей голосования. "По три человека на место. Он выберет 13 из них", - рассказал Федотов.

Это известие вызвало резкую критику у присутствовавшей на пресс-конференции в "Интерфаксе" правозащитницы Людмилы Алексеевой. Перспектива интернет-выборов ей не понравилась категорически. Вслед за старейшей правозащитницей Совет покинули Валентин Гефтер и Борис Пустынцев.

Алексеева может вернуться в Совет вместе с Шевчуком

"Независимая газета" сообщает, что ситуацию в Совете обсудили на вчерашнем закрытом заседании в администрации президента. Федотов рассказал о компромиссном варианте определения новых кандидатур. По информации газеты, он заключается в том, чтобы, с одной стороны, кандидатов могли предлагать все общественные организации, как того хочет Вячеслав Володин. С другой стороны, правозащитники хотят ввести некий фильтр и сами отбирать понравившихся им людей исходя из того, какую функцию они смогут выполнять в совещательном органе.

"Интернет-голосование проведем, но его значение не станет решающим. Поскольку речь идет не о выборах, а о консультациях. Выборы в этот совет в любом случае остаются за президентом. В этом процессе есть только один избиратель - президент", - сказал Федотов "МК".

Он также не исключил, что этот консенсус позволит вернуть в Совет Людмилу Алексееву и других "беженцев". "Мои консультации с ними показывают, что такой вариант возможен", - сказал глава Совета.

Сама Алексеева также подтвердила, что может вернуться в Совет. "Я подожду окончания этого процесса. Если я увижу, что действительно новые люди, которые приходят в Совет, будут работоспособными членами Совета, я готова вернуться. Если это будет сплошная ерунда, то нет, не вернусь", - сказала Алексеева "Интерфаксу" в понедельник.

Между тем Федотов заявил, что в числе претендентов на членство в Совете могут появиться самые неожиданные кандидаты, как, например, Юрий Шевчук. "Теперь он может появиться. Теперь его кандидатуру кто-то может внести", - сказал он.

Правозащитников обвинили в антинародности

"МК" обратился за комментариями к экспертам. На их взгляд, правозащитники, раскритиковавшие инициативу Кремля, рассуждают, как противники демократии: "Если начинаются разговоры о том, компетентен ли народ избирать, вдруг изберут не тех - так рассуждают противники демократии", - цитирует газета мнение директора Института прикладной политики Ольги Крыштановской. По ее словам, в этом случае "возникает вопрос: вы реально хотите демократии или вам лично Путин не нравится?"

Проректор РЭУ имени Г.В. Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков заявил, что правозащитники "понимают демократию как власть в интересах меньшинства. Они также прекрасно отдают себе отчет в том, что их не поддержит большинство общества. Поэтому они боятся голосования в интернете".

Политолог Павел Данилин убежден, что отрицательная реакция правозащитников на продвинутую инициативу Кремля кроется в особом самовосприятии: "Члены Президентского совета считают, что именно они наделены патентным правом правозащитной деятельности и правом определять, кто именно является правозащитником.... Это была такая тусовка - междусобойчик, в котором все друг друга знают - "Шерочка с Машерочкой под ручку ходят".

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов придерживается схожей точки зрения. "Российское сообщество правозащитников, - считает он, - является элитарной структурой, а не демократической. Эта среда тщательно оберегает свою монополию на правозащитную повестку в нашем информационном, общественно-политическом пространстве".

Аналогичной точки зрения придерживается член Общественной палаты Марков. На взгляд эксперта, российское правозащитное движение оказалось в общественной изоляции, а демократия в понимании российских правозащитников - принципиально антинародна.

Совет по правам человека при президенте на протяжении последних лет был той околовластной структурой, которая нередко давала независимые оценки (экспертиза по второму делу ЮКОСа, передача президенту списка неправомерно осужденных). К основным функциям СПЧ относится информирование президента о положении дел в области соблюдения прав и свобод, а также выработка предложений. Часть предложений властью (например, о восстановлении отсрочки от призыва в армию аспирантов) учитывалась, другая, например наложить вето на новый закон о штрафах в связи с массовыми акциями, - нет.