В ФСБ рассказали про дело "шпиона Матайтиса": он передавал военные секреты РФ литовской разведке
Moscow-Live.ru

В деле шпиона, задержанного накануне по подозрению в государственной измене, появились новые подробности. Ранее сообщалось, что мужчина по имени Евгений Матайтис занимался сбором секретной информации и передавал ее за рубеж. Еще в четверг Лефортовский суд Москвы подтвердил арест подозреваемого. В пятницу стало известно, что Матайтис передавал сведения военного характера литовской разведке, передает агентство "Интерфакс".

"24 июня ФСБ России в городе Советске Калининградской области по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 275 УК РФ ("Государственная измена"), задержан постоянно проживающий в Литве гражданин РФ и Литовской республики Евгений Матайтис 1977 года рождения", - пояснили агентству в Центре общественных связей ФСБ России.

В ведомстве также добавили, что Матайтис уже дал признательные показания. По версии спецслужб, задержанный "по заданию Второго департамента оперативных служб Министерства охраны края Литвы (военная разведка и контрразведка) целенаправленно собирал сведения военного характера в отношении Вооруженных сил России, утечка которых за рубеж могла нанести серьезный ущерб обороноспособности государства".

Напомним, в мае в ФСБ России объявили о задержании с поличным литовского разведчика в момент получения им секретной информации. По данным службы безопасности, иностранец был задержан 19 мая в Москве, он является сотрудником военной разведки Литвы. На допросе он дал признательные показания, отметили в ведомстве.

ТАСС называл имя задержанного - Арстидас Тамошайтис. Как сообщало агентство, 20 мая Лефортовский суд по ходатайству арестовал его по подозрению в шпионаже сроком на два месяца - до 20 июля 2015 года.

В конце апреля были выдвинуты окончательные обвинения в шпионаже против гражданина другой прибалтийской республики: сотруднику эстонских спецслужб Эстону Кохверу вменяют в вину шпионаж, нарушение государственной границы и контрабанду оружия.

5 сентября 2014 года ФСБ России задержала на эстонско-российской границе сотрудника полиции безопасности Эстонии с оружием и большой суммой денег. На следующий день в Москве суд дал санкцию на арест, 11 сентября Кохвера обвинили в шпионаже. Эстонцу может грозить до 20 лет лишения свободы, если суд признает его виновным по 276-й статье.

Напомним, что в начале 2015 года года сообщалось о целой серии арестов подозреваемых в шпионаже и государственной измене, причем, как выяснилось, многие оказались за решеткой еще в прошлом году. Самым громким стало уголовное дело в отношении подозреваемой в госизмене многодетной матери из Вязьмы Смоленской области Светланы Давыдовой. Поводом для возбуждения дела стал звонок Давыдовой в посольство Украины в Москве весной прошлого года.

По данным следствия, в беседе с дипломатами Давыдова заявила, что расположенная по соседству с ее домом воинская часть N48886, где дислоцируются войска ГРУ, опустела. Давыдова посчитала, что военных отправили на Украину, и сообщила об этом сотрудникам украинской дипмиссии.

Арест Давыдовой вызвал широкий общественный резонанс. Жительницу Вязьмы после протестов общественности сначала выпустили из-под стражи, а затем ее дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

После освещения инцидента с Давыдовой в прессе стали всплывать и другие дела обвиняемых в госизмене. Так, в марте "Интерфакс" сообщал о том, что в Москве с 1 января 2014 года по 3 марта 2015 года по аналогичному обвинению были задержаны девять человек. Среди них радиоинженер Геннадий Кравцов, пенсионер и экс-сотрудник Российского федерального ядерного центра Владимир Голубев, бывший сотрудник Московского патриархата Евгений Петрин, служащий Черноморского флота Сергей Минаков, сотрудник сочинского аэропорта Петр Парпулов, бывший сотрудник МВД Роман Ушаков, бывший директор украинского оборонного завода "Знамя" Юрий Солошенко.

В конце февраля стало известно о вынесенном приговоре военнослужащим Военно-морского флота Захарию Агапишвили, Сергею Данильченко, Левану Чарквиани и Константину Яшину, которых признали виновными в "передаче секретных сведений" иностранным государствам.

По официальной статистике судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2014 году за государственную измену было осуждено 15 человек, а в 2013-м было всего три подобных обвинительных приговора. Ранее пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова рассказывала, что с 1 января 2014 года по март 2015-го в столице было арестовано семь обвиняемых в госизмене и два подозреваемых в шпионаже.

Правозащитники с тревогой замечали, что в России поднялась настоящая волна "шпиономании". Руководитель правозащитной организации "Агора" Павел Чиков связывает рост числа дел о шпионаже и госизменах с политикой российских спецслужб. "Эти две статьи с советского времени исключительная компетенция органов госбезопасности, обе предусматривают огромные сроки лишения свободы, сопоставимые с наказанием за несколько убийств. Обвинить в этих преступлениях можно кого угодно, и их активное использование есть явное свидетельство претензий спецслужб на монополизацию внутренней политики",- сказал "Интерфаксу" Чиков.

В свою очередь, член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, экс-глава ФСБ РФ Николай Ковалев считает, что рост числа разоблачений связан с агрессивными действиями иностранных государств, а не внутренней шпиономанией.

На Западе тоже заметили резко выросшую активность российской разведки в области поиска "шпионов". Граждане РФ, согласно данным недавнего соцопроса, разошлись в оценке происходящего: 26% увидели в этом происки западных спецслужб, 20% - отечественных.