Михаил Абызов, 23 июля 2019 года
Софья Сандурская / АГН "Москва"
 
 
 
Рассмотрение в Басманном суде ходатайств о продлении срока содержания под стражей экс-министру по вопросам открытого правительства Михаилу Абызову и другим фигурантам дела о мошенничестве, 23 июля 2019 года
Ведяшкин Сергей / АГН "Москва"

СК возбудил новое уголовное дело по факту незаконного предпринимательства (ст. 289 УК РФ) в отношении бывшего министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Обвинение ему пока не предъявлено, сообщил ТАСС адвокат Александр Аснис. По версии следствия, Абызов "в нарушении запрета наложенного на него как на члена правительства в 2018 году лично и через доверенных лиц осуществлял предпринимательскую деятельность".

Защита экс-чиновника считает возбуждение нового уголовного дела незаконным, необоснованным и хочет его обжаловать. По словам адвокатов, описываемые в постановлении о возбуждении нового уголовного дела обстоятельства не имеют никакого отношения к событиям 2011-го и 2014 года, которые являются предметом расследования уголовного дела о мошенничестве и создании преступного сообщества.

Адвокат отмечает, что новое дело возбуждено именно в тот момент, когда суды стали массово отказывать следствию в наложении ареста на имущество, якобы принадлежащее Абызову, и призвано оказать на него дополнительное давление, передает "Интерфакс". Само же возбуждение дела свидетельствует о том, что следствие за пять месяцев расследования основного дела так и не смогло собрать достаточные доказательства, подтверждающие обвинение.

Михаил Абызов был арестован в марте. Ему предъявили обвинение в участии и создании организованного преступного сообщества с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ) и особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии СК РФ, Михаил Абызов в период с апреля 2011-го по ноябрь 2014 года, "являясь бенефициарным владельцем ряда офшорных коммерческих организаций, создал и возглавил преступное сообщество" как минимум с пятью соучастниками.

Это один из бывших руководителей бизнес-группы RU-COM 45-летний Николай Степанов, экс-гендиректор энергокомпании ОАО "Сибирская энергокомпания" (СИБЭКО) 50-летний Александр Пелипасов, 49-летний бывший глава компании ОАО "Региональные электрические сети" (РЭС) Сергей Ильичев, 42-летний зампред совета директоров РЭС Максим Русаков и 49-летняя замгендиректора по экономике и финансам Новосибирской ГЭС Галина Фрайденберг.

По данным следствия, Абызов путем обмана акционеров СИБЭКО и РЭС, осуществляющих на территории Новосибирской области производство и передачу электроэнергии, похитил у них 4 млрд рублей и вывел за рубеж.

В СК РФ особо подчеркивали, что хищения, совершенные Абызовым и его сообщниками, "поставили под угрозу устойчивое экономическое развитие и энергетическую безопасность ряда регионов страны", в том числе Новосибирской области и Алтайского края.

Адвокаты фигурантов дела утверждают, что обвинение строится вокруг одной сделки, в ходе которой Абызов и его компаньоны приобрели 100% в четырех энергокомпаниях, после чего продали акции ФГУП "Алмазювелирэкспорт" за 4 млрд рублей, направив деньги в офшорные компании.

Руководство ФГУПа посчитало, что стоимость сделки завышена. По оценкам следствия, "стоимость компаний составляла 186 026 718 рублей 11 копеек". Потерпевшими выступают руководство ФГУПа и участвовавшие в сделках акционеры СИБЭКО и РЭС, не знавшие об их противоправности. По словам адвокатов, их подзащитные утверждают, что сделка была рыночной, а конфликт вокруг нее искусственно переведен в уголовную плоскость.

Арест денег на счетах Абызова и связанных с ним компаний следствие объясняло тем, что обвиняемый, находясь под стражей, пытался перевести со своих счетов более 30 млн рублей "доверенным лицам" - гражданской жене Валентине Григорьевой и сыну. Причем часть денег Григорьева потратила на адвокатов, указывали следователи.

Абызов, со своей стороны, утверждал, что из-за ареста счетов и акций оказалась блокирована деятельность более 20 компаний. А это чревато социальной напряженностью. Один из адвокатов экс-чиновника Александр Аснис пояснил, что блокировка счетов может привести к остановке выплат зарплат и поставит под угрозу обязательства перед многочисленными контрагентами. По его словам, целые предприятия остаются без средств и возможностей к существованию.