МИД представил Путину обзор внешней политики: негативный след США виден почти во всем
RTV International
 
 
 
Этот доклад дипломатам поручил составить президент Владимир Путин
Архив NEWSru.com
 
 
 
Отношение России к трансформации НАТО будет зависеть от того, в каком направлении пойдет этот процесс после Рижского саммита Альянса
Архив NEWSru.com

Министерство иностранных дел России подготовило свой Обзор внешней политики. Текст этого многостраничного документа доступен на сайте ведомства. Этот доклад дипломатам поручил составить президент Владимир Путин. Утверждается, что комплексный анализ внешней политики страны и содержащиеся в документе рекомендации станут для властей руководством к действию "при проведении внешнеполитической линии на соответствующих направлениях". Во всяком случае, Путин этот Обзор уже одобрил.

- С Ираном нужно договариваться искренне и "по-хорошему"
- Ситуация в Ираке - критическая, России это невыгодно
- Грузия проповедует этнический национализм, а США - поддерживают
- США "кладет под себя" ОБСЕ
- Отношения России и США неоднозначные, но на конфронтацию никто не обречен

В МИДе факт появления Обзора называют свидетельством открытости внешней политики России, готовности Москвы к аргументированному обсуждению по существу всего спектра актуальных международных проблем. Текст готовился с привлечением профильных комитетов парламента и Общественной палаты, российских академических институтов и политологических центров, а также НПО и предпринимательских ассоциаций. В целом Обзор стал важным шагом в направлении совершенствования дипломатической работы в соответствии с требованиями времени, утверждают в МИДе.

НАТО не считается с Россией

В первую очередь, отношения России осложнены с Североатлантическим альянсом. Как следует из текста Обзора, этому способствуют планы по расширению НАТО на Восток, в том числе по ускоренному приему Грузии и Украины, а также приближение военной инфраструктуры к российским границам (создание баз в Румынии и Болгарии) и нератификация соглашений об адаптации договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

В МИДе подчеркивают, что отношения с НАТО занимают особое место в российской внешней политике. При этом Москва исходит из того, что "альянс остается геополитическим и силовым фактором, влияющим на ситуацию в сфере безопасности у наших границ".

Как заключает российское внешнеполитическое ведомство, документы Североатлантического альянса также неоднократно констатировали, что партнерство Россия-НАТО является стратегическим элементом в укреплении безопасности на Североатлантическом пространстве.

По мнению российской дипломатии, принципиальное значение будет иметь содержание процесса политической трансформации альянса, который, "по всеобщему признанию, притормозился". Реальная адаптация НАТО к новым условиям в сфере безопасности может быть реализована только в случае ее готовности к равноправному партнерству с другими странами и региональными организациями, наставляет "мидовский" документ. НАТО продемонстрирует такую угрозу, если, например, отреагирует на предложения России о налаживании взаимодействия с Организацией договора о коллективной безопасности, куда входят страны СНГ. Эти предложения, в частности, касаются борьбы с наркотеррористической угрозой, исходящей от Афганистана.

Отношение России к трансформации НАТО будет зависеть от того, в каком направлении пойдет этот процесс после Рижского саммита Альянса. Российская сторона оценит, насколько будут соблюдаться принципы международного права, включая прерогативы Совбеза ООН, и насколько на деле, а не декларативно, будут учитывать интересы безопасности России. "Превращение НАТО из замкнутого военного блока в более современную организацию, занимающуюся реальными, а не мнимыми угрозами безопасности, способствовало бы укреплению международной и европейской стабильности", - подчеркивают в МИДе.

С Ираном нужно договариваться искренне и "по-хорошему"

Решение ядерной проблемы Ирана силовыми методами невозможно, необходимо "не допустить успеха американской тактики "ползучего втягивания" международного сообщества в полномасштабный кризис" вокруг этой страны. В Обзоре внешней политики заявляется, что ядерная проблема Ирана "не имеет силового решения, то есть ее политико-дипломатическому урегулированию нет разумной альтернативы". Ультимативная политика обречена на провал, заключается в документе.

В этой ситуации, как, впрочем, и в ряде других, всему виной - отсутствие "нормальных" отношений между Ираном и США. "Ситуацию усугубляют попытки наклеить на Тегеран ярлык страны, входящей в "ось зла", и заявления о необходимости смены режима в Тегеране как единственного средства обеспечения надежного решения проблемы", - отмечается в обзоре.

В разделе "Рекомендации" содержится совет начать взаимодействие с США "с самого начала", то есть с совместной оценки угрозы, пока американская тактика "ползучего втягивания" международного сообщества в полномасштабный кризис вокруг Ирана не увенчалась успехом".

Как подчеркивается в обзоре, "поддержание нормальных отношений друг с другом" является обязанностью всех государств, и никакие соображения, тем более, идеологического порядка, не снимают с государств эту ответственность. В этой связи Москву настораживают признания ряда американских официальных представителей о том, что реальная цель их иранской политики - смена режима.

В любом случае, международное сообщество не должно идти на общие для всех риски, сопряженные с эскалацией ситуации вокруг Ирана, до тех пор, пока США не предпримут искренних, добросовестных усилий по нормализации своих отношений с Тегераном", - указывается в документе.

Дипломаты поставили и другой вопрос: почему надо идти на силовой вариант, если США своими планами размещения элементов национальной ПРО в Европе фактически признают действенность стратегии сдерживания "посредством устрашения в отношении предполагаемой ракетно-ядерной угрозы со стороны Ирана?"

Ситуация в Ираке - критическая, России это невыгодно

МИД РФ называет ситуацию в Ираке "критической" и заявляет, что интересам России не отвечало бы неконтролируемое развитие событий в этой стране. Происходящие там ныне события чреваты полномасштабной гражданской войной, в которую могут быть вовлечены соседние государства. "Военная авантюра США и их союзников в Ираке привела к появлению новых факторов, деструктивное влияние которых может выйти далеко за рамки ближневосточного региона", - говорится в Обзоре.

Российские дипломаты отмечают, что уровень террористической активности в Ираке возрастает, также обостряются противоречия на этнической и конфессиональной почве. "Набирающие силу дезинтеграционные процессы могут привести к окончательному распаду иракского государства", - отмечает документ.

При этом правительство Ирака и многонациональные силы не способны эффективно контролировать ситуацию на значительной части территории страны. Попытки запустить процесс национального примирения не дают ощутимых результатов, в том числе и вследствие неготовности иракского руководства принять главное требование оппозиции - о выработке временного графика вывода из страны иностранных войск.

Грузия проповедует этнический национализм, а США - поддерживают

Политика руководства Грузии и лично ее главы Михаила Саакашвили построена на этническом национализме и пользуется поддержкой ряда западных стран, и прежде всего США. Тбилиси проводит линию на слом существующих миротворческих и переговорных форматов, в результате чего ситуация вокруг Абхазии и Южной Осетии осложняется. Грузия рассчитывает привлечь к этим проблемам повышенное международное внимание, подключить к тематике "замороженных конфликтов" евроатлантические структуры и тем самым форсировать урегулирование на своих условиях, то есть, вобрать в себя Абхазию и Южную Осетию, подчеркивается в документе.

При этом грузинская сторона не прекращает антироссийскую кампанию в СМИ, хотя и несколько снизила ее накал. Кавказская страна пытается использовать в своих целях потенциал международных организаций, "стремится переложить на Россию ответственность за все свои проблемы внутреннего и внешнего характера, что оправдало бы "закручивание гаек" внутри страны, укрепление авторитарных тенденций в политической жизни".

МИД рекомендует российскому руководству придерживаться "принципиальной линии в отношениях с Тбилиси. Но главное здесь - "предупредить действия, которые наносят ущерб долгосрочным национальным интересам народа Грузии".

Конфликты в Абхазии и Южной Осетии нужно решать исключительно мирными средствами, не ломая сложившиеся форматы. При этом Россия должна последовательно отстаивать тезис о том, что "эвентуальное обретение Косово независимости будет иметь прецедентный характер".

США "кладет под себя" ОБСЕ

США и ряд других западных стран пытаются использовать ОБСЕ для обеспечения своих внешнеполитических интересов. "Изначально заложенная в концепцию ОБСЕ функция форума для равноправного политического диалога и принятия коллективных решений по общим для всех государств-участников вопросам европейской безопасности все больше атрофируется", - заявляют в МИДе. В документе подчеркивается, что "США и ряд других западных стран пытаются свести деятельность ОБСЕ к роли одностороннего инструмента обеспечения своих внешнеполитических интересов в отношении других государств-участников этой организации".

МИД поясняет, что речь идет прежде всего о воздействии на процессы в СНГ, попытках переустройства "европейской периферии" по навязываемым извне лекалам давления на государства-нечлены НАТО и ЕС в целях изменения вектора их политической ориентации вплоть до смены правящих режимов". Россию из переговорно-миротворческих форматов урегулирования "замороженных конфликтов", таким образом, фактически вытесняют.

В этих целях, отмечает ведомство, ведется линия на консервацию институциональной "рыхлости" ОБСЕ, доставшейся в наследство от ее "конференционного" (периода СБСЕ) прошлого и выражающейся в "вольнице" действующего председательства организации, ее институтов и полевых присутствий, многие вопросы деятельности которых попросту не выносятся на рассмотрение коллективных межправительственных органов.

Некоторые из этих институтов, в особенности Бюро по демократическим институтам и правам человека, открыто претендуют на некоторую автономию от государств-участников ОБСЕ, имея в виду сохранение возможности для политически пристрастного "мониторинга" процессов, в том числе электоральных, в странах, расположенных "к востоку от Вены", отмечается в документе.

Но пока Россия и союзники могут сохранить в повестке дня ОБСЕ тему реформы организации и "точечно" насыщать ее деятельность вопросами противодействия новым вызовам и угрозам".

Отношения России и США неоднозначные, но на конфронтацию никто не обречен

Нынешние отношения РФ и США в МИДе характеризуют как "неоднозначные", сочетающие как важные общие интересы, так и серьезные расхождения. "Эти расхождения, разумеется, не обрекают нас на конфронтацию", - подчеркивается в документе. Главное, чтобы конкуренция на уровне практической политики по мировым проблемам, в том числе на постсоветском пространстве, была честной, заключают дипломаты.

Сложности в отношениях с США возникают, как правило, когда с американской стороны проявляется стремление выстроить их по схеме ведущего и ведомого, отмечается в обзоре. Налицо и существенная разница в видении будущего мироустройства. США этот мир якобы видит однополярным, а Россия - многополярным, с опорой на международное право и многосторонние институты, прежде всего ООН.

Приоритетность отношений с США объективно обусловлена тем, что от их состояния зависит ситуация в мировой безопасности и стабильности, эффективность усилий мирового сообщества в борьбе с новыми вызовами и угрозами. "С учетом веса США в мирохозяйственных делах, качество двусторонних отношений - один из факторов создания благоприятных внешних условий для решения задач социально-экономического развития России", - гласит документ. "Решимость РФ отстаивать собственную точку зрения в мировых делах является абсолютно нормальным явлением", - подчеркивается в обзоре.

В Москве исходят из того, что администрация Джорджа Буша "сделала принципиальный выбор в пользу сотрудничества с Россией". Когда у РФ и США получается совместная работа, то, как правило, удается согласовать жизнеспособные решения, отмечается в документе. В качестве положительного примера приводится встреча Джорджа Буша и Владимира Путина накануне саммита "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Такую практику необходимо сохранить.

Одно из направлений, в котором Россия и США не могут найти общий язык, а следовательно, требуется "корректировка американских подходов", - это разоружение, констатирует Обзор. Это касается обеспечения стратегической стабильности и предсказуемости после истечения срока действия российско-американского Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

Кроме того, недостаточен объем экономических связей для масштабов экономик двух стран. В документе подчеркивается важность "интенсификации кооперации в области высоких технологий", "сотрудничество по мирному атому".