Рига согласилась подписать пограничный договор на условиях Москвы
Архив NEWSru.com
 
 
 
На минувшей неделе правительство Латвии уполномочило Калвитиса подписать парафированный 10 лет назад латвийско-российский договор о границе
www.tautaspartija.lv
 
 
 
Речь о "территориальных претензиях" возникла из-за Пыталовского района Псковской области, который до Великой Отечественной войны входил в состав Латвии и назывался по-латвийски - Абрене
Архив NEWSru.com

Во вторник в российской столице будет подписан договор о границах с Латвией. Рига согласилась подписать пограничный договор на условиях Москвы. Премьер-министры двух стран Михаил Фрадков и прибывший накануне в Москву Айгар Калвитис поставят точки над "i" в вопросе, который уже более десяти лет не дает покоя ни Москве, ни Риге.

На минувшей неделе правительство Латвии уполномочило Калвитиса подписать парафированный 10 лет назад латвийско-российский договор о границе. При подписании договора потеряет силу односторонняя декларация, принятая правительством Латвии три года назад и помешавшая подписать договор о границе в 2004 году. В ней делалась ссылка на мирный договор от 1920 года, с которой были не согласны представители МИД России.

Тогда Россия отказалась подписывать договор с приложенной декларацией, так как он позволял бы властям Латвии в дальнейшем предъявлять территориальные претензии России. Если бы договор был подписан, Латвия могла требовать присоединения к ней приграничного Пыталовского района Псковской области. Именно этот вопрос стал ключевым в дипломатических трениях вокруг договора о границе.

"Мы никогда не будем вести переговоры на платформе каких-либо территориальных претензий. Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши", - это заявление Владимира Путина, сделанное чуть менее двух лет назад, вызвало в Прибалтике настоящий шок, напоминают "Известия".

Речь о "территориальных претензиях" возникла из-за Пыталовского района Псковской области, который до Великой Отечественной войны входил в состав Латвии и назывался по-латвийски - Абрене. После обретения независимости в 1991 году Латвия ставила вопрос о признании Рижского договора с Российской советской федеративной социалистической республикой (РСФСР) 1920 года и о незаконности передачи в состав России Пыталовского района в рамках "пакта Молотова-Риббентропа".

При этом собственно возвращения территорий Латвия не требовала, но указала, что Россия должна признать незаконность отторжения этих территорий. В 1997 году страны должны были подписать пограничный договор, но в дополнении к нему Латвия приняла некую "разъяснительную декларацию". В нем снова было указано на "проблему Абрене". Дипломаты объяснили появление декларации особенностями конституции страны, которая запрещает менять границы без проведения референдума. Затем этот референдум провели, его результаты показали, что жителям Латвии Абрене не нужен. Все это время Москва считала появление декларации как "выдвижение территориальных претензий", и договор не подписывала.

Рига возлагала всю ответственность за провал переговоров на Москву. Российские власти - на латышей, решивших снабдить уже согласованный документ преамбулой, где содержалась ссылка на Рижский договор 1920 года. В результате недавно латышей все же удалось переубедить, отмечают "Известия".

Парламент страны согласился изъять из текста одностороннюю декларацию. То есть окончательно отказаться от возможности - даже виртуальной - территориальных претензий. Почему "виртуальной"? Дело в том, что Рига неоднократно оговаривалась: включение в текст ссылок на договор 1920 года никакого отношения к территориальным спорам не имеет. Цель - "демонстрация исторической преемственности между независимой Латвией 1918-1940-х годов и нынешним государством". При этом возвращения Пыталова никто - кроме крайних радикалов-националистов - не требовал.

"Проблему преемственности латвийской демократии можно решить и другими способами. Совершенно не обязательно вписывать ее в договор о границе с Россией", - после этого заявления премьер-министра Айгара Калвитиса стало понятно: подписание договора не за горами. И на тех условиях, которые устроят Москву.

Дело было лишь за сеймом, которому предстояло изъять дополнения к договору. Что и было сделано - после десяти часов бурных дебатов народные избранники приняли закон, предоставивший правительству мандат на подписание с Россией договора о границе.

Теперь президент Вайра Вике-Фрейберга, попортившая немало крови Москве, может спокойно покинуть свой пост в начале июля. Один из самых болезненных вопросов в отношениях с восточным соседом решен. Не исключено, что до истечения своих полномочий она все-таки приедет в Россию - преодолев границу, которая наконец-то официально установлена. В Риге, по крайней мере, такой возможности не исключают.

В свою очередь глава МИД России Сергей Лавров, выступая на прошлой неделе в Госдуме, заявил: "Я считаю, что договор о границе, который готовится к подписанию, выгоден для Российской Федерации. Он в полной мере учитывает наши интересы на местности". Лавров также добавил, что заключение подобного договора может поставить точку в любых спекуляциях о территориальных претензиях к России, отмечает "Интерфакс".

Со своей стороны посол Латвии в РФ Андрис Тейкманис заявил: "Могу выразить удовлетворение тем, что мы дошли до факта подписания и думаю, что день, когда это должно произойти, войдет в историю взаимоотношений Латвии и России".