В Брюсселе во вторник открывается двухдневная рабочее заседание Североатлантического совета на уровне министров иностранных дел
RTV International
 
 
 
Одной из центральных тем встречи 26 глав МИД стран НАТО является вопрос о евроатлантических перспективах Украины и Грузии
peipons / flickr.com
 
 
 
Наблюдатели склонялись к мнению, что за 9 месяцев Киев и Тбилиси "подтянутся" к необходимым НАТОвским стандартам, и 3 декабря обе страны получат ПДЧ. Однако война в Южной Осетии и новый виток политического кризиса на Украине испортили эти прогнозы
Вести

В Брюсселе во вторник открывается двухдневное рабочее заседание Североатлантического совета на уровне министров иностранных дел. Одной из центральных тем встречи 26 глав МИД стран НАТО является вопрос о евроатлантических перспективах Украины и Грузии. План действий для членства в альянсе (ПДЧ) страны не получат, но всему миру могут показать альтернативную дорогу в ряды НАТО. Интересно, что на этом фоне Россия стала яростным поборником устава НАТО, о необходимости соблюдения процедур говорил глава МИД Сергей Лавров.

Напомним, на саммите в Бухаресте 2-4 апреля главы государств-членов НАТО отказали в предоставлении Украине и Грузии Плана действий для членства (ПДЧ), который является ключевым этапом на пути вступления в НАТО. В то же время лидеры НАТО сделали политическое заявление, что "со временем" обе страны вступят в альянс, сообщает "Интерфакс".

- Украина и Грузия: мы пойдем другим путем
- Рогозин: гладкого, бритого решения не ожидаю
- Рогозин: главный вопрос - отношения с Россией

Альянс пообещал, что успехи Украины и Грузии будут рассмотрены на встрече министров иностранных дел в декабре. Многие наблюдатели в тот момент склонялись к мнению, что за 9 месяцев Киев и Тбилиси "подтянутся" к необходимым натовским стандартам, и 3 декабря обе страны получат ПДЧ. Однако война в Южной Осетии и новый виток политического кризиса на Украине испортили эти прогнозы.

Сегодня даже Вашингтон - главный спонсор Тбилиси и Киева в НАТО - признает, что ни Украина, ни Грузия не соответствуют критериям для получения ПДЧ. По сообщениям источников в штаб-квартире альянса, уходящая администрация США при поддержке Великобритании и ряда восточноевропейских государств сейчас пытается создать для Украины и Грузии альтернативные механизмы сотрудничества, которые бы выполняли функции ПДЧ - то есть позволяли бы усиленно готовить эти страны к вступлению в альянс.

Комментируя эту ситуацию, официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай в понедельник не смог дать внятный ответ на вопрос, возможен ли прием в альянс Украины и Грузии, минуя стадию ПДЧ. "До 1999 года процедуры ПДЧ не было. Целый ряд стран, в том числе Чехия, Польша вступили в НАТО без ПДЧ. Однако именно на их опыте впоследствии была разработана процедура Плана действий для членства", - сказал он. Аппатурай также отметил, что "не хотел бы пытаться предсказать итоги министерских переговоров".

В то же время он выразил уверенность, что альянс "подтвердит намерения углублять практическое сотрудничество с каждой из этих стран, поддерживать реформы, которые позволят этим государствам соответствовать всем критериям для приема в НАТО". Также, по его словам, министры 26 стран НАТО подтвердят взятое на саммите в Бухаресте 2-4 апреля политическое обязательство "со временем принять эти государства в альянс".

В рамках министерской встречи НАТО в Брюсселе 3 декабря состоятся заседания Комиссии НАТО-Грузия и Комиссии НАТО-Украина на уровне глав МИД.

По словам представителя альянса, на встрече с грузинским министром иностранных дел предстоит обсудить ситуацию в регионе, дать оценку потребностям страны в укреплении ее оборонительных возможностей, а также рассмотреть планы содействия альянса реформам в Грузии.

Мы пойдем другим путем

В Грузии и на Украине не исключают, что вопрос ПДЧ снят с повестки дня, чтобы не раздражать Москву. Там высказывают предположение, что Брюссель даст добро на углубление отношений с Украиной и Грузией, минуя ПДЧ, - посредством активизации работы комиссий НАТО-Украина и НАТО-Грузия. На это указывают и слова госсекретаря Кондолизы Райс о том, что "эти комиссии могут быть структурами, посредством которых альянс активизирует диалог" с Киевом и Тбилиси.

Интересно в связи с этим и недавнее заявление главы МИД Украины Владимира Огрызко о том, что целевой план действий Украина-НАТО на 2009 год соответствует содержанию ПДЧ на 95%. "Есть путь ПДЧ, а есть другой путь - без ПДЧ", - заявил министр. По его словам, целевой план и является тем способом, при помощи которого Украина "достигнет критериев НАТО" и подаст заявку на членство в альянсе.

В последние годы отношения между НАТО и Украиной активно развиваются: увеличен украинский миротворческий контингент в Афганистане и Ираке, а украинский военный корвет "Тернопиль" приступил к выполнению оперативных задач в рамках операции НАТО "Активные усилия", напоминает "Коммерсант". Кроме того, Украина давно является основным поставщиком зерна в Афганистан под эгидой НАТО, а также оказывает помощь альянсу в вопросе военных перевозок в Афганистан (для этих целей НАТО использует украинские транспортные самолеты).

Активное участие в программах НАТО принимает и Грузия - ее солдаты несут службу в Косово и Ираке, обсуждается вопрос развертывания грузинского военного контингента в Афганистане. По данным "Коммерсанта", в рамках работы комиссии Грузия-НАТО обсуждается и новый проект переброски военных грузов НАТО в Афганистан через порт в Поти и страны каспийского бассейна.

Рогозин: гладкого, бритого решения не ожидаю

Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин считает, что решение, которое предстоит принять министрам в Брюсселе, будет вытекать из заседаний комиссий НАТО-Грузия и НАТО-Украина, запланированных на 3 декабря. "Гладкого, бритого решения не ожидаю", - заметил он.

По словам постпреда, хорошо известно, что предпринимаются "достаточно серьезные усилия по смене политического пола Украины и Грузии". Рогозин сказал, что не стоит принимать на веру те заявления относительно предоставления плана действий по членству (ПДЧ) в НАТО Киеву и Тбилиси, которые в последние дни звучали из Вашингтона, тем более, что они порой противоречили друг другу. "Убаюкивать себя сладкими заявлениями высокопоставленных представителей НАТО мы не имеем права", - добавил он.

Рогозин напомнил события бухарестского саммита, прошедшего этой весной, когда, подчеркнул он, "в ходе подготовки этого саммита нам также давали достаточно серьезные гарантии партнерского плана, заверяя, что ни Украина, ни Грузия не могут рассчитывать на ПДЧ в силу своей неподготовленности - внутриполитической и военной".

"Однако в итоге мы получили совместное заявление лидеров стран - членов НАТО, где было сказано, что эти две страны обязательно станут членами альянса, и это при том, что к тому моменту на Украине, например, не было ни одного общенационального решения на сей счет", - напомнил Рогозин. "Поэтому мы уже привыкли к тому, что следует ждать всевозможных подвохов", - отметил он.

Бесконфликтными, безусловно, заседания министров иностранных дел НАТО не будут, уверен посол. "К тому же, уходящая администрация США уже сделала накануне завтрашнего мероприятия ряд взаимоисключающих заявлений, что свидетельствует: в Вашингтоне вовсе не собираются оставлять мысль о дохлой кошке, которую бросят под стол Барака Обамы в виде решения, которому ему придется следовать, даже если он думает иначе", - заявил постпред. Он уточнил, что в данном случае имеет в виду прежде всего планы неоконсерваторов, связанные с безудержным расширением альянса, несмотря на протест России и некоторых других государств.

Рогозин: как бы ни камуфлировалась повестка дня, самый главный вопрос - отношения с Россией

Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин считает, что центральной темой заседания министров иностранных дел стран НАТО будут отношения Североатлантического альянса с Россией. "Как бы ни камуфлировалась повестка дня, самый главный вопрос - отношения с Россией", - сказал Рогозин.

Он заметил, что, безусловно, министрам внешнеполитических ведомств стран альянса придется отвечать на вопрос "что делать с заявленной НАТО позицией - не иметь с Россией дела как обычно; это заявление, как известно, было сделано после августовского кризиса на Южном Кавказе".

Рогозин также заметил, что следует весьма осторожно подходить к оценке уже принятых и публично озвученных руководством альянса решений, поскольку зачастую эти заявления расходятся с текстом письменно оформленных решений НАТО.

По мнению российского постпреда, это говорит о том, что внутри альянса "достаточно существенная разноголосица, которая по жизненно важным вопросам, таким, как, например, отношения с Россией, лишь только усиливается".

В связи с этим Рогозин отказался сделать какие-либо прогнозы относительно возможных решений глав МИД альянса, в том числе по поводу перспектив возобновления заседаний совета Россия-НАТО, замороженных после августовских событий на Кавказе.

"Но надеюсь, что возобладает разум и прагматизм, которые подскажут альянсу, что надо иметь не просто партнерские, а союзнические отношения с нашей страной", - подчеркнул постпред.

Он также выразил надежду, что представители НАТО откажутся от практики, которая, к сожалению, возобладала в последние месяцы, когда "во многих важных международных вопросах альянс ведет себя исключительно эмоционально и конъюнктурно".