Принятие Декларации о независимости Боснии и Герцеговины, состоявшееся в октябре 1991 года, было "незаконным и неконституционным", заявил Радован Караджич, бывший президент боснийской Сербской Республики, в Гаагском трибунале. 2 марта он продолжил свое выступление с вступительной речью в свою защиту в зале суда Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ), передает ИТАР-ТАСС.
В доказательство своих слов Караджич отметил, что принятие Декларации проходило без участия сербской стороны, чьи представители тогда в знак протеста покинули заседание. Он также подчеркнул, что лидеры боснийских сербов искали мирные пути выхода из политического кризиса.
В качестве примера Караджич привел тот факт, что Сербская демократическая партия в феврале 1992 года поддержала решение "Три Боснии в одной Боснии", которое предполагало наличие трех независимых конституционных единиц (сербов, хорватов и мусульман) в рамках одного государства. Этот план, предложенный португальским посредником Жозе Кутильеро 18 марта 1992 года, провалился только после того, как лидер промусульманской Партии демократического действия Алия Изетбегович отозвал свою подпись из соглашения.
Он подчеркнул, что сербы согласились на "болезненное отделение от Югославии" и независимость БиГ при условии, что у них будет собственная конституциональная единица, "но не имели шансов сохранить мир". Караджич также заявил, что сербы оказались "целью государственного террора", а их лидеры пытались "защитить народ от их собственного государства, от их собственной полиции, от спонсируемого государством террора их собственной страны".
Выступление самостоятельно защищающего себя бывшего сербского лидера началось еще накануне. Тогда он заявил,что боснийские сербы в ходе войны в Югославии боролись за справедливое и святое дело, и не признал себя виновным ни по одному из 11 эпизодов предъявленного ему обвинения.
Напомним, что он обвиняется в геноциде несербского населения Боснии и Герцеговины, преступлениях против человечности и в нарушении законов и обычаев войны. Суд разрешил Караджичу самостоятельно защищать свои интересы. При этом ему назначен адвокат – британец Ричард Харви, который будет представлять его только в случае отсутствия своего подзащитного или попыток каким-либо другим способом препятствовать отправлению правосудия.
Ожидается, что в среду начнут выступать свидетели обвинения. Если вина Караджича будет доказана, ему грозит пожизненное заключение – высшая мера наказания, предусмотренная трибуналом.