Пятнадцать лет назад советский лидер Горбачев и федеральный канцлер Гельмут Коль построили функционирующую ось доверия и в охотничьем домике на Кавказе проложили путь к объединению Германии
НТВ

Пятнадцать лет назад советский лидер Горбачев и федеральный канцлер Гельмут Коль построили функционирующую ось доверия и в охотничьем домике на Кавказе проложили путь к объединению Германии. Обоих государственных деятелей связывали не столько скрепленные водкой приятельские отношения, сколько политическая дружба двух мужчин, в которой преобладали трезвый расчет и точно выверенные взаимные уступки.

Летом 1990 года стена пала, процесс "2 + 4", который должен был окончательно освободить Германию от союзников как победителей в войне, уже шел. И тем не менее, пишет Focus, ситуация в Европе была непростой: Михаилу Горбачеву на съезде КПСС грозила опасность утраты власти, и все еще был жив страх перед международным конфликтом с наполовину объединенной Германией как его очагом. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

Политические стратеги опасались, что новая советская верхушка все еще могла пойти ва-банк и прибегнуть к помощи танков. Что, если русские попытаются силой оружия повернуть перемены вспять? Окончательный прорыв на пути к немецкому единству еще только предстоял: в охотничьем домике на Кавказе, в глубоком ущелье, по которому протекает река Зеленчук, неподалеку от Ставрополя.

Уже в январе 1990 года дружелюбный настрой обеспечили обильные поставки продовольствия из Федеративной Республики в экономически крайне ослабленную советскую империю. Раздражение, которое было вызвано в СССР падением Берлинской стены, испарялось. Щедрые пожертвования последующих месяцев из Бонна также способствовали формированию основы для плодотворных переговоров.

Как Горбачев боролся за политическое выживание

13 мая 1990 года Коль отправил в Москву Хорста Тельчика, своего советника по внешней политике и одновременно доверенное лицо Deutsche Bank и Dresdner Bank, чтобы подготовить условия для выдачи кредита. Через несколько недель в Кремль из Бонна пришли 5 млрд немецких марок. Обильный денежный дождь, а также сигнал о мировой разрядке с июльского саммита НАТО в Лондоне обеспечили Горбачеву кислород для его борьбы за политическое выживание.

В Лондоне западные державы сформулировали в качестве своих целей окончание гонки ядерных вооружений и преодоление многолетнего недоверия между блоками. "Народная весна" достигла политических элит и осенила даже самых догматичных товарищей из КПСС: 10 июля 1990 года Горбачев был переизбран подавляющим большинством.

Сразу после своей победы на выборах Горбачев послал приглашение Колю и экс-главе МИД Хансу Дитриху Геншеру. Они встретились в Москве и вместе с сопровождающими их лицами улетели в охотничий домик Горбачева на Кавказе. В свободной атмосфере – Коль в вязаной куртке, а Горбачев в свитере – была достигнута договоренность о "дорожной карте" для объединения Германии. Немцы получили согласие на оспаривавшееся членство в НАТО. От ФРГ не потребовалось ничего, кроме отказа от ядерного, бактериологического и химического оружия и некоторых ограниченных по времени полномочий для советских войск в Восточной Германии.

Всего несколько недель спустя русские потребовали новых миллиардов. Однако на Кавказе было достигнуто взаимопонимание. Коль и Горбачев спокойно гуляли по лесам вдоль реки Зеленчук, а потом объявили о своем решении: Германия должна обрести "полный и неограниченный суверенитет". Путь к единству был открыт, заключает немецкая газета.