Первый день конференции по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, как и ожидалось, превратился в заочную дуэль президента Ирана Махмуда Ахмади Нежада и госсекретаря США Хиллари Клинтон
Reuters

Первый день конференции по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, как и ожидалось, превратился в заочную дуэль президента Ирана Махмуда Ахмади Нежада и госсекретаря США Хиллари Клинтон.

Не обошлось и без скандального демарша - во время выступления иранского лидера делегации США, Великобритании и Франции покинули зал заседаний в знак протеста против, как потом выразилась Клинтон, "диких обвинений" в адрес США.

Каждый из ораторов-дуэлянтов, как передает РИА "Новости", постарался заявить о своей приверженности идеям нераспространения и безъядерного мира, отпустив при этом немало колких замечаний в адрес противной стороны. Эта полемика проходила на фоне продолжающихся дискуссий о возможных новых санкциях Совета Безопасности ООН против Тегерана.

Президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад заявил о согласии с идеей обмена низкообогащенного урана на ядерное топливо из России и Франции, но одновременно обрушился с резкой критикой на США за двойные стандарты в мировой ядерной безопасности, систему которой, по мнению иранского лидера, необходимо кардинально изменить.

Выступавшая несколько позже Клинтон, в свою очередь, обвинила Иран в нарушении обязательств по ДНЯО, обогащении урана вопреки резолюциям Совбеза, а резкие выпады Ахмади Нежада в адрес Америки назвала "дикими обвинениями".

Иран согласен обменять уран на топливо

К выступлению Ахмади Нежада было приковано наибольшее внимание мировой прессы. Не только потому, что он оказался единственным президентом на форуме, но главным образом из-за ожиданий ответа Тегерана на предложения по обмену низкообогащенного урана на ядерное топливо для иранского исследовательского реактора, которое может быть изготовлено в России и Франции - что гарантировало бы его неиспользование для разработки ядерного оружия.

Принять это предложение МАГАТЭ вновь призвал Ахмади Нежада генсек ООН Пан Ги Мун на открытии конференции. И иранский лидер начал свое выступление с ответа на этот призыв. "Хочу ответить на призыв генерального секретаря ООН о том, чтобы Иран согласился на обмен урана на ядерное топливо и что мяч на нашей стороне. Иран всегда был готов на это, и я хочу еще раз объявить, что для Ирана это является приемлемым, и мы сделали свое предложение на этот счет. Теперь мяч находится на стороне других государств, которые должны принять наши предложения", - сказал Ахмади Нежад.

Впрочем, иранский президент не пояснил, на каких условиях может быть осуществлен этот обмен.

Ранее отказ Ирана от обмена, с которым изначально он согласился в октябре прошлого года, стал одним из поводов для начала разработки новой санкционной резолюции СБ ООН по инициативе США. Впрочем, пока РФ и Китай, имеющие право вето в Совбезе, не дали согласия на американские предложения.

Клинтон Ахмади Нежаду не поверила

Реакция Клинтон на обещание Ахмади Нежада согласиться поменять низкообогащенный уран оказалась более чем холодной. Госсекретарь США - уже после своего выступления с трибуны форума - заявила журналистам, что не видит оснований верить в искренность слов президента Ирана о согласии с предложением МАГАТЭ о "ядерном обмене", поскольку Тегеран, изначально согласившийся на эту схему в октябре 2009 года, затем дезавуировал свое согласие, выставив новые условия.

"Оказалось, что иранский президент приехал сюда без всяких намерений улучшить режим ДНЯО, он прибыл, чтобы отвлечь внимание от неспособности своего правительства исполнять свои международные обязательства... Среди других вещей, о которых говорил сегодня президент Ирана, было его заявление о том, что он согласился с предложением МАГАТЭ по поставкам топлива для исследовательского реактора. Иран ранее неоднократно делал путанные, противоречивые и неточные заявления, чтобы создать впечатление, что он занимает гибкую позицию по отношению к предложению. Но мы не видим до сих пор никаких признаков того, что Иран действительно намерен принять октябрьское предложение МАГАТЭ или какой-либо вариант этого предложения, который служил бы достижению цели создания доверия", - сказала Клинтон.

Она добавила, что "если Иран действительно изменил свою позицию, то он должен предоставить МАГАТЭ ясное свидетельство этого".

Очевидно, Клинтон призвала Тегеран дать конкретные пояснения того, что же с технической стороны означает фраза Ахмади Нежада о возможности обмена урана на топливо.

Госсекретарь США дала понять, что Вашингтон не закрыл окончательно дверь в решении иранской ядерной проблемы иными, нежели санкции, способами. "Я могу вам сказать, что он (Ахмади Нежад) знает адрес МАГАТЭ. И он знает, чего от него ждут. Он может дать ответ в любое время, и мы все еще приветствовали бы хороший, честный, легитимный и настоящий ответ. Но мы, как вы знаете, ждем", - сказала Клинтон.

Вместе с тем она вновь указала на то, что за невыполнение обязательств перед МАГАТЭ Иран должен отвечать.

"Дикие заявления" были предсказуемы

Помимо важного, но так до конца и не проясненного заявления о согласии на обмен урана, Ахмади Нежад выступил с целым рядом предложений по реформированию, по его мнению, несправедливой системы ядерной безопасности, а также подверг жесткой критике США за "двойные стандарты" и "угрозу применения ядерного оружия против других стран, включая Иран".

Он также напомнил, что именно Соединенные Штаты единственные в мире применили ядерное оружие, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

Среди обвинений в адрес США из уст иранского лидера прозвучали заявления о том, что Вашингтон никогда не выполнял своих обязательств по ДНЯО.

"Правительство Соединенных Штатов не только применило ядерное оружие против Японии, но и продолжает угрожать применением его против других стран, включая Иран... США в последние десятилетия неоднократно начинали войны против тех, кто когда-то был их союзником... Разведывательные службы США и сионистский режим (так иранские политики называют Израиль) оказывают поддержку крупным террористическим сетям", - вот лишь некоторые из заявлений Ахмади Нежада, которые вызвали резкую реакцию американской делегации.

После этих слов в середине выступления иранского лидера делегации США, Великобритании и Франции покинули зал заседания в знак протеста. Возглавляющая американскую делегацию госсекретарь США Хиллари Клинтон на выступление Ахмади Нежада не пошла изначально.

Позже, в своей речи с трибуны конференции, Клинтон назвала заявления иранского лидера "дикими обвинениями", а сам Иран - "единственной страной, присутствующей на этой конференции, не выполняющей свои обязательства по ДНЯО".

Примечательно, что иранская делегация - хотя и без Ахмади Нежада - внимательно выслушала Клинтон и покидать зал в знак протеста не стала.

Иран предлагает ядерную реформу

Критику существующей системы ядерной безопасности Ахмади Нежад дополнил новыми инициативами по ее улучшению, некоторые из которых носили весьма радикальный характер. Так, иранский президент предложил реформировать структуру руководящих органов МАГАТЭ, в частности приостановить членство в Совете управляющих МАГАТЭ Соединенных Штатов и других стран, "угрожающих неядерным странам применением ядерного оружия".

"Как может правительство США быть членом Совета управляющих (МАГАТЭ), если оно не только применило ядерную бомбу против Японии, но и использовало оружие с обедненным ураном в войне против Ирака?" - сказал Ахмади Нежад.

Еще одной мерой установления справедливой, на его взгляд, системы ядерной безопасности в мире он назвал "демонтаж ядерного оружия, дислоцированного на военных базах США и их союзников в других странах, включая Германию, Италию, Японию и Нидерланды".

Ахмади Нежад также призвал к немедленному выполнению решения Конференции по ДНЯО 1995 года о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, препятствием для которого является позиция Израиля.

Кроме того, президент Ирана призвал к полному уничтожению ядерного оружия и трансформации ДНЯО в Договор о ядерном разоружении и нераспространении ядерного оружия, а также к созданию специальной группы по контролю за разоружением и нераспространением. "Группа должна работать с эффективным участием независимых государств, установив крайний срок для полного уничтожения всех ядерных вооружений по конкретному графику", - пояснил иранский лидер.

Впрочем, пока откликов на реформаторские предложения Ирана не поступило.

ДНЯО - международное соглашение по контролю над распространением ядерного оружия и связанных технологий, призванное обеспечить международный контроль за выполнением государствами обязательств по договору. Он закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников на исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях. Договор одобрен Генассамблеей ООН 12 июня 1968 года и открыт для подписания 1 июля того же года. Вступил в силу 5 марта 1970 года. В настоящее время участниками ДНЯО являются все страны ООН, кроме Израиля, Индии, КНДР и Пакистана.

Обзорная конференция по выполнению ДНЯО проводится каждые пять лет и должна завершаться единогласным принятием декларации. Отсутствие итогового документа, как на конференции 2005 года, считается свидетельством провала форума.