В отличие от южного побережья США и стран Карибского бассейна, Европе пока что нечего опасаться разрушительных тропических ураганов. Однако эксперты считают вероятным, что здесь, как и в других частях света, количество природных катаклизмов возрастет, пишет The Financial Times.
Из-за парникового эффекта на Земле растет температура воздуха, а вместе с ней вероятность климатических изменений. "Мы исходим того, что в течение последующих десятилетий количество экстремальных климатических проявлений будет нарастать по всему миру", - говорит Эрнст Раух, специалист по экстремальным погодным явлениям и связанным с ними рискам одной из ведущих в мире перестраховочных компаний Münchener Rück. Ситуация в разных регионах различна, но пощады не следует ждать ни Европе, ни Германии, считает он. "Частота экстремальных погодных явлений - града, ураганов, обильных осадков и наводнений - возрастет". (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
Ханс фон Шторх, директор Института исследования побережья GKSS, считает, что в некоторых частях Европы нельзя исключать возможности возникновения пустынь. Кроме того, также вероятно повышение уровня моря и высоты штормовых приливов. Специалист по экстремальным погодным явлениям исходит из того, что штормовые приливы на побережье Северного моря могут достичь уровня в 2030 см и оказаться примерно на 20 см выше. "В 2080 году - даже на 70 см", - добавляет он.
После Второй мировой войны, по данным Münchener Rück, число природных катаклизмов значительно возросло. Если в период между 1960 и 1969 годами они еще происходили 27 раз в год, то в течение последних десяти лет - уже 57 раз, то есть в два раза чаще.
В настоящее время большинство экспертов подтверждает то, что увеличение частоты и интенсивности ураганов является следствием потепления климата, то есть результатом парникового эффекта, рассказывает Раух. Правда, по наводнениям и ураганам в Европе соответствующих научных документов пока еще нет, говорит специалист по климату из Münchener Rück: "Однако бросается в глаза, что за последние годы количество экстремальных погодных явлений возросло".
Какого размаха уже достигли погодные крайности, стало очевидным в конце 2005 года, когда тропические штормы - "Винс" на Мадейре и "Зета" на Канарских островах - впервые достигли Европы. "Такого со времени начала наблюдений за погодой еще не было, - говорит Раух. - И это тревожный сигнал".
Убытки, вызванные природными катаклизмами, растут
Экономические убытки, вызванные стихийными бедствиями, увеличились почти в семь раз и достигли 575 млрд долларов. Выплаты же страховых компаний возросли в 25 раз: до 176 млрд долларов в 1996-2005 годах. Один из основных факторов - это тропические ураганы. Картины затопленного американского Нового Орлеана в результате урагана "Катрина" незабываемы.
Рост убытков заметен также и в Германии. Например, в течение последних 35 лет число природных катаклизмов увеличилось в четыре раза. Одно только наводнение в Баварии в 2005 году стало причиной экономического ущерба в 220 млн евро. В предшествующие годы зимние ураганы, такие как "Лотар" или "Керстин", разлив Одера или летняя жара 2003 года становились причиной миллиардных убытков.
"Все это с большой вероятностью является следствием потепления климата", - говорит профессор Фридрих-Вильгельм Герстенгарбе из Института исследования климата в Потсдаме. В Германии, например, с 1950 года температура повысилась в среднем примерно на один градус по Цельсию. В регионах с высоким уровнем осадков в будущем их станет еще больше, при этом в засушливых регионах усилится засуха. "Засухи и наводнения могут стать проблемой, с которой нам в Центральной Европе придется иметь дело гораздо чаще, чем прежде", - говорит Герстенгарбе.
Еще одно доказательство потепления климата можно заметить в российской тундре: ежедневно вечная мерзлота исчезает на территории в несколько квадратных километров. При этом высвобождается метан, который еще более, чем двуокись углерода, способствует возникновению парникового эффекта.
Им объясняется усиление нагревания атмосферы вследствие деятельности человека. При сгорании ископаемых горючих материалов, например, древесины, нефти или угля, в атмосферу попадает двуокись углерода. Вместе с другими газами, имеющими схожее воздействие, она содействует тому, чтобы солнечное излучение отражалось в меньшем объеме и высвобождалось большее количество энергии.
И действительно, содержание в атмосфере двуокиси углерода с начала эпохи индустриализации непрерывно увеличивается: если в 1850 году оно еще составляло от 280 до 300 единиц на миллион воздушных частиц, то сегодня оно возросло примерно до 380. Чтобы содержание двуокиси углерода в атмосфере снова сократилось, потребуются десятилетия.