Правительственные войска полностью контролируют ситуацию в стране
Первый канал
 
 
 
Разгромленные и разобщенные группы сопротивления в настоящее время рассеяны далеко от Нджамены, и их преследует армия

С неожиданным заявлением выступил премьер-министр Чада, где с начала года шли кровопролитные бои между правительственными войсками и повстанцами. По словам Нуреддина Дельвы Кассире Кумакойе, соглашение о прекращении огня заключать нет смысла, поскольку все повстанцы разгромлены.

Ранее во вторник лидеры чадских повстанцев сообщили, что дали согласие прекратить огонь при условии начала диалога с властями страны по проведению в Чаде демократических реформ. "Зачем нужно такое соглашение и с кем нам его заключать? Повстанцев больше нет, мы их сломили", - заявил чадский премьер, слова которого со ссылкой на арабские СМИ приводит РИА "Новости".

По его словам, правительственные войска полностью контролируют ситуацию в стране, а разгромленные и разобщенные группы сопротивления в настоящее время рассеяны далеко от Нджамены, и их преследует армия. "Наша авиация преследует остатки мятежников, которые на грузовиках пытаются спастись бегством", - отметил Кумакойе.

Тем временем повстанцы начали во вторник новое наступление на столицу Чада. По информации посла Франции в Нджамене Брюно Фуше, с востока страны на подмогу им идут две колонны подкрепления на джипах и грузовиках, передает ИТАР-ТАСС.

Основная масса повстанцев, которая вторглась в Нджамену в субботу на 300 джипах, теперь отсиживается в развалинах зданий на окраинах в ожидании поступления запасов топлива и боеприпасов и притока живой силы. Власти утверждают, что армия отбросила повстанцев за 50 км от столицы.

Под сильным международным давлением чадские повстанцы согласились на перемирие, но, как это принято в Африке, намерены вести переговоры и воевать, обеспечивая себе наиболее выгодную позицию для политического торга.

Наступление повстанческого альянса на столицу Чада с целью свержения нынешнего главы государства Идриса Деби началось 31 января, когда многочисленные группы повстанцев, сконцентрировавшиеся у границы с Суданом, двинулись с востока на запад через всю страну, не встречая серьезного сопротивления. Чадская армия безуспешно попыталась блокировать силы сопротивления, и 1 февраля бои шли уже на ближних подступах к Нджамене.

2 февраля повстанческие отряды ворвались в столицу и атаковали президентский дворец, в котором находился глава государства. МИД РФ эвакуировал из Чада семьи сотрудников российского посольства. Международное сообщество резко осудило попытку силовой смены власти в Чаде и призвало стороны конфликта немедленно сесть за стол переговоров.

Афросоюз и ООН назначили посредников для урегулирования острого конфликта. Из Нджамены были эвакуированы более тысячи иностранцев, жители столицы также массово покидали опасный район. Франция предложила Деби помощь в эвакуации, однако президент Чада отказался покинуть страну и заявил, что его силы уже берут под контроль ситуацию.

В Нджамене и ее окрестностях шли уличные бои 3 февраля. Чадские власти утверждают, что авиация Судана оказывала поддержку наступлению повстанцев, однако Хартум категорически отрицает свою причастность к попытке госпереворота в Чаде. Участие в боях отрицает и Франция, чья авиация, по утверждению повстанцев, наносила ракетные удары по столице, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения.

Вечером в минувшее воскресенье повстанцы покинули Нджамену. В понедельник и во вторник в столице Чада был восстановлен относительный порядок. Медицинские службы получили возможность оказать помощь раненым и собрать с улиц города тела погибших. Пока точное число жертв неизвестно. Сотрудники международных гуманитарных организаций говорят о сотнях погибших и раненых.

Вся современная история Чада, получившего независимость от Франции в 1960 году, представляет собой череду военных госпереворотов. Идрис Деби пришел к власти также в результате переворота в 1990 году. В последние годы в стране растет недовольство его правлением. Деби называют диктатором и обвиняют в расправах над лидерами оппозиции и в коррупции.