Ариэль Шарон отмахнулся от призыва Вашингтона остановить беспрецедентный переезд еврейских поселенцев в палестинский район Иерусалима, который, по мнению его оппонентов, станет новой помехой на пути политического урегулирования, пишет сегодня The Guardian (перевод на сайте Inopressa.ru).
На прошлой неделе, после двух лет юридических и политических дискуссий, правительство Шарона одобрило план, и первые еврейские семьи въехали в новые квартиры в поселении Маалех Хазейтим, находящемся рядом с густонаселенным арабским районом Рас-эль-Амуд.
Еврейское поселение построено в палестинском районе Иерусалима впервые с тех пор, как Израиль в 1967 году взял под контроль весь город.
Среди новоселов многоквартирного комплекса, находящегося всего в нескольких сотнях метров от Стены Плача, миллионер Ирвинг Московиц и его зять, крайне правый политический деятель Ариэль Кинг.
Ожидается, что в ближайшие месяцы сюда переедут еще более 100 семей.
Советник Белого дома по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс позвонила в управление делами Шарона и предупредила, что разрешение на переезд евреев в новое поселение может усилить напряженность, возникшую на фоне войны в Ираке, и негативно сказаться на перспективе политического урегулирования.
Дэнни Зейдманн, советник предыдущих израильских лидеров по разделу Иерусалима, отметил, что одобренный Шароном переезд поселенцев в Маалех Хазейтим станет проверкой для Джорджа Буша и Тони Блэра, которые сегодня встречаются в Белфасте, где, помимо прочего, будут обсуждать "дорожную карту" мирного урегулирования на Ближнем Востоке, предусматривающего создание палестинского государства в течение трех лет.
"Не то чтобы Шарон чего-то не видит. Он дал добро на этот план даже после того, как Кондолиза Райс попросила его этого не делать, - сказал он. - Еврейское поселение в районе Рас-эль-Амуд затрудняет урегулирование и подрывает стабильность в городе. Если США относятся к "дорожной карте" серьезно, они не одобрят эту одностороннюю акцию, предопределяющую исход переговоров. Если на это согласится Блэр, доверие к нему, когда он говорит о своем серьезном отношении к "дорожной карте", будет подорвано".
В выходные главный помощник Шарона Дов Вайсгласс заявил, что Израиль не готов ни на какие уступки в "вопросах безопасности" и выйдет из переговоров по "дорожной карте", если его к этому вынудят.
Критики премьер-министра утверждают, что Маалех Хазейтим является политической тактикой, направленной на блокирование возможности разделения Иерусалима по мирному плану.
Поселение также разрушает заложенные в Кэмп-Дэвидских соглашениях планы по созданию коридора, обеспечивающего палестинцам доступ к мусульманским святыням в старом городе без прохода по израильской территории.
Квартиры в Маалех Хазейтим построены на земле, купленной в XIX веке религиозными группами для расширения еврейского кладбища.
После раздела Палестины в 1948 году это владение оказалось в руках иорданцев.
Еврейские группы настаивают на том, что имеют право жить на этой земле и выгнать "незаконно поселившихся" там палестинцев, согласно праву евреев на возврат имущества.
Суды соглашаются с этим, хотя эта правовая норма не распространяется на палестинцев, изгнанных из своих домов в западном Иерусалиме.
Более того, верховный суд вынес постановление о том, что палестинцы не могут приобретать собственность в еврейских кварталах города, даже если они там когда-то жили.
Глава группы "Мир сейчас" Мони Мордекай обвинил правительство в использовании войны в Ираке в качестве прикрытия для своего решения.
"Время, выбранное для акции, вызывает подозрения, что правительство намерено избрать тактику закулисного оппортунизма в надежде, что мировое сообщество этого не заметит, использовать ситуацию, чреватую чудовищными последствиями для района", - заявил он.
Глава иерусалимского отделения группы "Мир сейчас" Эйял Хареувени сказал: "Эта группа поселенцев - экстремисты, которые хотят выгнать арабов (с их родины). Таким способом можно добиться только напряженности и насилия".
Пресс-секретарь правительства заявил, что израильские власти соблюдают юридические процедуры, позволяя поселенцам переезжать, и добавил, что у него не было политических мотивов.