Washington Times: Путин не уступит американцам Иран
HTB.ru

После терактов 11 сентября президент России Владимир Путин активно поддерживает США в Афганистане. Однако есть один вопрос, в котором Москва не хочет уступать Вашингтону, √ взаимоотношения с Ираном, пишет сегодня The Washington Times. (Перевод материала можно прочесть на InoPressa .

Россия продолжает расширять военные и экономические связи с Тегераном. Американские и израильские эксперты считают, что помощь России является решающим фактором в иранских разработках ядерного оружия.

Предполагается, что тема российско-иранского сотрудничества будет затронута сегодня в Москве на переговорах с госсекретарем США Колином Пауэллом. В начале декабря представители американского правительства сообщили Reuters, что готовы наложить на Россию санкции за то, что она, по предположению Вашингтона, помогает Тегерану разрабатывать ядерное оружие.

Эксперты США считают, что, заключив соглашение о содействии в строительстве ядерного реактора в Бандар-е-Бушере, неподалеку от Персидского залива, Россия может ускорить процесс иранских ядерных разработок, которые дадут результаты в течение четырех-девяти лет.

Владимир Путин отвергает критику США в отношении сделок с Тегераном. Он утверждает, что этот ядерный проект невозможно использовать в военных целях. "Это легенда, которая не имеет ничего общего с реальностью", - заявил он в интервью ABC News накануне своей ноябрьской поездки в США. "Мы продаем Ирану обычные виды вооружения, - сказал он. - Мы никогда не продавали ничего, что могло бы помочь Ирану разрабатывать ракеты или оружие массового поражения".

После терактов 11 сентября между США и Ираном наметилось определенное потепление, но Вашингтон по-прежнему считает, что Иран спонсирует терроризм. После Иранской революции 1979 года и захвата исламскими боевиками американского посольства в Тегеране прямые контакты между правительствами были минимальны.

Россия и Иран подписали договор о сотрудничестве в военной сфере. В результате российская оборонная промышленность может экспортировать продукцию на сумму в 300 млн. долларов США. В ноябре российская пресса сообщила, что Тегеран согласился купить 30 транспортных самолетов, которые можно использовать для проведения военных операций.

Эти сделки имеют большое значение для обоих государств, несмотря на то, что из-за сделок и у русских и у иранцев возникают сложности с Вашингтоном.

Сейчас Тегеран пытается восстановить свои вооруженные силы, пострадавшие во время войны Ирана и Ирака восьмидесятых годов. Россия же отчаянно нуждается в средствах на модернизацию своей армии.

Таким образом, Россия и Иран заинтересованы в партнерстве, в то время как для США отношения с Ираном всегда будут второстепенными. "Для России Иран - это то же, что для нас Мексика, - говорит Бренда Шаффер, сотрудник Программы исследований каспийского региона в Гарварде, автор книги об отношениях России и Ирана. - Мы должны предложить Москве серьезные стимулы для изменения отношений, но у нас их нет".

По мнению президента Центра Никсона в Вашингтоне Дмитрия Симеса, "Россия искренне не согласна с тем, как США оценивают иранскую угрозу, потому что опыт работы двух стран с Тегераном был разным". По его словам, в отличие от закрытия военных и разведывательных баз на Кубе и во Вьетнаме "Иран для России - реальные деньги". "Мы просим Россию пожертвовать очень выгодными отношениями, чтобы предотвратить угрозу, которой они сейчас не видят", - сказал он.