Британское ведомство по расследованию крупных финансовых махинаций открыло уголовное расследование по обвинениям, согласно которым ряд крупных британских компаний платили взятки режиму Саддама Хусейна в Ираке. Среди фирм, попавших в поле зрения, – фармацевтические гиганты GlaxoSmithKline (GSK), AstraZeneca и Eli Lilly, а также международные нефтяные компании и фирма Mabey and Johnson, занимающаяся строительством мостов, пишет The Guardian (полный текст - на сайте InoPressa.ru).
Все эти компании входят в длинный список из более 2200 фирм, которые в докладе ООН обвиняются в выплате откатов по дискредитировавшей себя программе "Нефть в обмен на продовольствие". Эта программа позволила ныне покойному Саддаму Хусейну нажить незаконным путем около 1,8 млрд долларов. Британские министры приняли решение о том, что на расследование в отношении британских компаний, которое продлится 3 года, будет выделено 22 млн фунтов.
- Главными нарушителями комиссия назвала российских политиков
К проведению первого официального расследования в связи со скандалом вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие" британское правительство призвал Пол Волкер, который занимался составлением доклада ООН, обнародованного два года назад и посвященного нарушениям в рамках программы ООН.
По данным Волкера, в ходе программы, по которой Ираку разрешалось продавать за границу ограниченное количество нефти для закупки продовольствия и медикаментов, режим Саддама требовал от иностранных компаний откаты в обмен на заключение контрактов. Главными нарушителями Волкер назвал французских и российских политиков. Напомним, что тогда Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что документы, которыми пользовалась независимая комиссия Волкера по Ираку, были поддельными.
Согласно данным комиссии Волкера, GSK выплатила откатов на сумму 1 млн долларов с целью получения 9 контрактов на сумму 11,9 млн долларов на поставку медикаментов. Компания AstraZeneca заплатила взяток на сумму 162 тыс. долларов для получения трех контрактов на сумму 2,9 млн долларов. Компанию, Eli Lilly, обвиняют в получении контракта на сумму 3,2 млн долларов с помощью взятки в 343 тыс. долларов. В докладе Волкера со ссылкой на банковские данные утверждается, что расположенная в Беркшире мостостроительная фирма Mabey and Johnson в 2001-2003 годах заплатила откат в 202 тыс. долларов и в ответ получила иракский контракт на 3,6 млн долларов. Все указанные компании отрицают эти обвинения.
Также в докладе упоминаются ряд связанных с Великобританией иностранных нефтяных компаний и лиц, обвиняемых в аналогичных незаконных сделках. Среди них лондонский офис американской фирмы Taurus Petroleum и лондонский офис голландской компании Trafigura.
Аналогичные процессы уже идут в Германии. В отношении целого ряда немецких компаний уже приняты решения о взыскании денежных штрафов.
Напомним, что в середине января бывшему директору программы "Нефть в обмен на продовольствие" Бенону Севану в Нью-Йорке были заочно предъявлены обвинения во взяточничестве и мошенничестве. Федеральный прокурор по южному округу Нью-Йорка Майкл Гарсиа заявил, что Севан предположительно получил около 160 тысяч долларов в виде взятки от некоего Эфраима Надлера, действовавшего от имени иракских властей и являющегося родственником бывшего генсека ООН Бутроса Гали. Гарсиа заявил, что выданы ордеры на арест Надлера и Севана. По его словам, американские власти будут добиваться их экстрадиции в США. Севан, который уже на работает в ООН и живет на Кипре, был впоследствии лишен ООН дипломатического иммунитета. Местонахождение Надлера не известно.
Главными нарушителями Волкер назвал российских политиков
Напомним также, что комиссия ООН утверждает, что российские компании через посольство Ирака в Москве выплатили режиму Саддама Хусейна более 52 миллионов долларов в виде доплаты за участие в этой программе.
Сенат США, проводивший собственное расследование, обвинил в мае 2005 года в в получении взяток от Саддама Хусейна ряд крупнейших российских политиков, партий, компаний и общественных организаций. В числе прочих были названы бывший глава администрации президента Александр Волошин и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Сенаторы также обвинили высокопоставленных российских чиновников в том, что они незаконно возвращали бывшему иракскому лидеру Саддаму Хусейну миллионы долларов нефтяной прибыли в виде "откатов", чтобы сохранить доступ к нефтяным паям.
В докладе сената говорится, что российские граждане и политические партии получили 30% нефтяных паев, розданных правительством Хусейна, то есть больше, чем любая другая страна. Паи давали получателям право распределять иракскую нефть; многие запрашивали комиссионные до 30% от цены. Система не была незаконной, но авторы доклада утверждают, что Ирак использовал ее неадекватно, тайно переправляя нефть иностранным политикам, покупая их влияние.
В начале 2004 года список российских чиновников и организаций, получивших нефтяные паи, был обнародован Институтом медиа-исследований Ближнего Востока (MEMRI). В списке указаны все крупнейшие российские компании - "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", а также партии, отдельные политики и даже Русская православная церковь.
Все названные политики и организации, включая РПЦ, категорически отвергли эти обвинения. Москва тогда заявила, что не располагает документами, которые бы свидетельствовали о нарушениях, допущенных российскими компаниями или отдельными лицами в ходе реализации программы ООН. Кроме того, в МИД РФ подчеркнули, что "Кампания, которая продолжается вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие", носит крайне политизированный характер и используется в неблаговидных целях", - подчеркнул замглавы МИД РФ.
Первым и пока единственным российским чиновником, признанным виновным в мошенничестве в связи со скандалом вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие" стал чиновник из закупочной службы ООН Александр Яковлев. Россиянин 8 августа 2005 года признал свою вину по трем обвинениям, каждое из которых предусматривает до 20 лет лишения свободы. Следственная комиссия ООН сообщила, что он получил почти миллион долларов в виде взяток от компаний, которые заработали более 79 млн долларов на бизнесе с ООН.
Эксперты предположили, что он пошел на сделку с правосудием и будет давать показания в обмен на мягкий приговор.