Президент Ирана Хасан Рухани, оценивая соглашение по ядерной программе Тегерана, заключенное накануне в Вене ИРИ и "шестеркой", объявил достижением тот факт, что благодаря договоренностям его страну больше не будут считать мировой угрозой
 
 
 
Стороны завершили многолетний марафон согласования договоренностей по урегулированию ядерной программы ИРИ
 
 
 
Как отметил президент, "никто не может сказать, что Иран сдался"
Global Look Press
 
 
 
Хотя нефтяная инфраструктура Ирана на десятилетия отстает от таковой в России, Саудовской Аравии и США, но благодаря потенциалу его ресурсной базы, некоторые фирмы горят желанием это изменить
Global Look Press

Президент Ирана Хасан Рухани, оценивая соглашение по ядерной программе Тегерана, заключенное накануне в Вене ИРИ и "шестеркой", объявил достижением тот факт, что благодаря договоренностям его страну больше не будут считать мировой угрозой. В выступлении, показанном по государственному телевидению, лидер назвал соглашение "правовой, технической и политической победой" Ирана, сообщает агентство Reuters. Как отметил президент, "никто не может сказать, что Иран сдался".

В минувший вторник было объявлено о достижении соглашения между "шестеркой" (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия) и Ираном. Стороны завершили многолетний марафон согласования договоренностей по урегулированию ядерной программы ИРИ. В итоге был согласован совместный всеобъемлющий план действий, состоящий из основного документа и пяти технических приложений. Стороны также согласовали проект резолюции, который в ближайшее время будет внесен для утверждения в Совет Безопасности ООН.

В ответ на обязательства Ирана развивать только мирную программу освоения атома под контролем международных посредников Запад обещал отменить санкции, ранее введенные Соединенными Штатами, Евросоюзом и ООН.

- Пресса гадает, какие выгоды и проблемы получит Россия от венского соглашения

Накануне Рухани в обращении к согражданам заявил, что соглашение является первым шагом, который позволит достичь достойных взаимоотношений с другими странами. Он подчеркнул, что соглашение признает право Ирана использовать атомную энергию в мирных целях, и заявил, что мир открыл новую страницу в общении с Иранской республикой. Обращаясь к нации, лидер заявил, что иранские власти будут верны условиям договора, если другая сторона будет делать то же самое.

В выступлении в среду Рухани признался, что Ирану было сложно идти на компромисс, одновременно отстаивая свои основные интересы. По мнению президента, иранцы будут гордиться этими договоренностями.

В свою очередь спикер парламента Ирана Али Лариджани высоко оценил усилия иранской группы переговорщиков по ядерной программе и роль президента страны Хасана Рухани, главы МИД Мохаммада Джавада Зарифа и президента Иранской организации по атомной энергии Али Акбара Салехи в принятии соглашения.

Выступая на сессии парламента в среду, спикер отметил значимость того, что Иран смог убедить международное сообщество в мирном характере своей ядерной программы. Он назвал достигнутые договоренности крупным достижением дипломатии страны, сообщает агентство IRNA.

Спикер также поблагодарил верховного лидера Ирана аятоллу Али Хаменеи за то, что он наблюдал и руководил ходом переговоров, передает РИА "Новости". По словам Лариджани, парламент пригласит Зарифа выступить с докладом о ходе переговоров и о деталях соглашения.

Пресса гадает, какие выгоды и проблемы получит Россия от венского соглашения

Заключение соглашения в Вене со вчерашнего дня является центральной темой как для выступлений мировых лидеров, так и для обсуждения СМИ. Пресса вслед за участниками переговоров называет достигнутое соглашение историческим и пытается предсказать, как достигнутый компромисс изменит расстановку сил на международной арене.

Накануне глава дипломатии ЕС Федерика Могерини заявила, что главным выгодоприобретателем станет Европа, отмечает в своем обзоре InoPressa. Западная пресса заметила активные маневры министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который, по мнению The New York Times, делал заявления в надежде на выгоды, которые Москве сулит соглашение.

Отмена санкций против Ирана может иметь для России и оборотную сторону, отмечает автор статьи. Возвращение Ирана на международный нефтяной рынок вследствие снятия санкций, как ожидается, снизит мировые цены на нефть и станет вызовом не только для Москвы, но и для ее конкурентов в этой сфере - Саудовской Аравии и Ирака.

Но Москва надеется и на выгоды - в частности, рассчитывает возобновить значительные продажи обычных видов вооружения в Иран. Лавров на последних этапах переговоров приложил значительные усилия, призывая к полному снятию с Ирана оружейного эмбарго. Но этого не произошло - стороны договорились о продлении запрета на поставки оружия еще на пять лет. Глава МИД РФ тем не менее предположил, что Россия возобновит оружейные контракты с Тегераном раньше, поскольку в рамках соглашения могут быть допущены исключения. Президент РФ Владимир Путин уже заявил о намерении поставить Ирану в этом году ракетные комплексы С-300.

Венское соглашение вновь открывает Москве путь для выгодных контрактов с Тегераном в сфере мирной атомной энергетики, говорится в статье NYT. Россия обладает передовыми экспертными знаниями и опытом в атомной энергетике, и она помогала строить и обслуживать атомные реакторы в Иране, напоминает автор статьи.

Россия надеялась, что соглашение позволит остановить развертывание американской системы ПРО в Европе, однако президент США Барак Обама и Госдеп быстро дали понять, что программа будет продолжена, так как угроза со стороны Ирана сохраняется. Достигнутое соглашение не отменяет необходимости создания ПРО для противодействия иранской ракетной угрозе, заявил агентству Sputnik заявил неназванный представитель Госдепартамента США. Во вторник Обама в своем выступлении тоже ясно дал понять, что успешное разрешение ядерного вопроса не устраняет необходимость развивать систему ПРО, и США по-прежнему привержены безопасности своих союзников и партнеров.

О том, что Россия "кое-что" ожидает от сделки с Ираном, пишет и The Washington Times. Издание тоже упоминает о надеждах России на то, что США откажутся от своих усилий в сфере ПРО в Европе. Автор статьи уверен, что этого не произойдет, так как "только дурак - или человек, который хочет ослабить американскую безопасность, - откажется от этой возможности и остановит ее разработку перед лицом действий России".

Foreign Policy отмечает, что "ядерная сделка, заключенная между Ираном и Западом, постепенно введет на мировой энергетический рынок нового крупного игрока". Хотя нефтяная инфраструктура Ирана на десятилетия отстает от таковой в России, Саудовской Аравии и США, но благодаря потенциалу его ресурсной базы некоторые фирмы горят желанием это изменить, говорится в статье.

Таким образом, у России, экономика которой страдает от западных санкций и сильно зависит от энергетики, теперь может появиться новый региональный соперник, пишет газета. Теперь у президента России Владимира Путина появился трудный выбор - "сотрудничать или пострадать", заявила изданию президент SVB Energy International и бывший советник National Iranian Oil Company Сара Вакшури. По ее мнению, если геополитическая напряженность на Ближнем Востоке не приведет к перебоям поставок, то рынку и производителям нефти - ОПЕК и России - придется либо согласиться на урезание объемов производства, либо начать ценовую войну.

Развитие событий будет зависеть прежде всего от способности Ирана начать быстро поставлять нефть на международный рынок, говорится в материале. Специалисты расходятся в прогнозах на этот счет.