В течение минувшего дня внешний вид иракской столицы изменился, пишет сегодня Die Welt (перевод на сайте Inopressa.ru).
Как сообщает немецкая газета, повсюду в Багдаде торговцы выносят из своих магазинов товар: все опасаются грабежей больше, чем американских бомб. На бензоколонках длинные очереди. Большинство семей уже запаслось бензином. За продуктами ходят редко - все, кроме бесплатных государственных пайков, стоит дорого, примерно, как в Германии. Но государственных пайков достаточно, их запасы розданы на несколько месяцев вперед.
У журналистов тоже все происходит по-другому, чем днем раньше. Иракское правительство заставило всех представителей средств массовой информации перебраться в три отеля - "Аль Рашид", "Палестина" и "Мансур".
При этом, пишет газета, охрана перед отелями была заменена. Это уже не обычные, более ли менее любезные полицейские, а мрачные бойцы особого подразделения под командованием Кусая, сына Саддама Хусейна. Он с воскресенья является командующим багдадской зоны. В случае наступления американцев ему надлежит превратить город в ад. Как он планирует поступить с журналистами, не знает никто.
Каждый должен решать за себя - хотя иногда решения принимают редакции. Даже те немногие, кто еще в воскресенье вечером твердо намеревался остаться, наутро поменял решение. Лихорадочный поиск такси, спутников, информации о посольских колоннах - немцы, например, уехали в этот понедельник.
Тот, кто сам пытается достать машину, должен рассчитывать на значительные траты. Сейчас поездка в Иорданию обойдется в 350 долларов. Завтра, возможно, за это же запросят все 500.
Все вот уже в течение нескольких дней лихорадочно закупают воду и продовольствие. От начала войны до падения Багдада может пройти месяц, подсчитали некоторые. Ну уж никак не меньше двух недель.
От того, как быстро подойдут американцы, может зависеть жизнь и смерть, пишет газета. Люди сами себя утешают: говорят, французский посол сказал, что уже в первый день бомбежек британские подразделения займут багдадский аэропорт.
В холле отеля сидит доктор Багдади, погруженный в свои мысли. Будучи всю жизнь на службе партии "Баас", он до последнего момента сопровождал в поездках по стране лояльные делегации, например, делегацию Германо-иракского общества, проповедовал официальную партийную линию, улыбался, решал организационные проблемы. Теперь же он заботится о "живых щитах" с Запада, которые ценой собственной жизни собираются защищать иракские нефтеперерабатывающие заводы и электростанции. Однако многие из них этим утром тоже решили вернуться на родину. А доктор Багдади остается, хотя он, как и многие его земляки, предпочел бы оказаться в другом месте: "Когда-нибудь, когда все закончится, я еще попутешествую, - говорит он. - Съезжу в Будапешт, это было бы прекрасно".
В бедном квартале Саддам-Сити люди тоже готовятся к войне. Всюду баррикады из мешков с песком, и по-прежнему каждый встречный заверяет тебя, что он будет сражаться.
Но есть и исключения: "Мы это приготовили для американцев", - говорит Фархан, рыночный торговец, находясь в относительной безопасности в стенах собственной квартиры. Он показывает на изготовленный им белый флаг. Хорошо, что этого не видят вездесущие шпионы партии "Баас".