В результате военной операции армии Алжира по освобождению сотрудников газового предприятия Ин-Аменас, захваченных террористами 16 января, убиты по меньшей мере 80 человек - таково общее число погибших, включающее десятки боевиков
Reuters
 
 
 
На данный момент известно о 80 погибших - это 48 заложников и 32 боевика
Reuters
 
 
 
Большая часть сотрудников предприятия, свыше 700 человек, были освобождены спустя сутки после террористической атаки, однако до выходных не было сведений о еще почти трех десятках иностранных граждан
Reuters
 
 
 
Организатор захвата Мохтар Бельмохтар
Reuters

В результате военной операции армии Алжира по освобождению сотрудников газового предприятия Ин-Аменас, захваченных террористами 16 января, убиты по меньшей мере 80 человек - таково общее число погибших, включающее десятки боевиков. Несколько исламистов были взяты живыми

На завершающем этапе зачистки территории газового комплекса алжирские военнослужащие обнаружили тела 25 заложников, чья судьба оставалась неизвестной до последнего момента. Большая часть сотрудников предприятия, свыше 700 человек, были освобождены спустя сутки после террористической атаки, однако до выходных не было сведений о еще почти трех десятках иностранных граждан. Число пропавших без вести граждан Алжира не уточнялось, потому итоговое число жертв теракта еще может возрасти. Как бы то ни было, на данный момент известно о 80 погибших - это 48 заложников и 32 боевика, сообщает Reuters. По другим данным, общее число жертв достигло 81.

Шестерых боевиков военным удалось взять живыми, впрочем, поиски их возможных сообщников все еще продолжаются. Ранее сообщалось, что пойманные террористы уже подтвердили цель операции : захват как можно большего числа иностранцев дабы поторговаться о прекращении французской операции в Мали. Не осталось сомнений, их, впрочем, особо ни у кого и не было, и в террористической принадлежности боевиков к "Аль-Каиде в странах исламского Магриба".

Это подтвердил даже сам организатор операции известный в регионе полевой командир Мохтар Бельмохтар, опубликовавший видеозапись. "Мы, "Аль-Каида", берем на себя ответственность за эту благословенную операцию. Мы готовы вести переговоры с Западом и правительством Алжира с целью прекращения их атак на мусульман в Мали", - цитирует Sahara Media обращение террориста, записанное, судя по всему, еще до начала операции.

Ин-Аменас захватил "одноглазый мистер Мальборо"

Мохтар Бельмохтар - личность в регионе небезызвестная. Уроженец Алжира, в конце 1980-х проходил обучение в лагерях "Аль-Каиды" в Афганистане, где, по одной из версий, потерял глаз - за это получил прозвище "одноглазый Джек". По возвращении в Алжир в начале 1990-х выступал на стороне исламистов в конфликте с поддерживаемым Францией правительством. Проводил операции на сопредельных территориях, так как еще в Афганистане обзавелся многочисленными связями.

Другое прозвище - "мистер Мальборо", полученное за участие в операциях по контрабанде сигарет, отмечает BBC. Именно Бельмохтар стоял за похищением в 2008 году и многомесячным пленом канадского дипломата, бывшего посла ООН в Нигере Роберта Фоулера и нескольких других иностранцев.

Бельмохтар руководит группировкой "Катибат эль-Мулатхамун", входящей в состав "Аль-Каиды в странах исламского Магриба". В отношении Бельмохтара выдан международный ордер на арест за создание международной террористической группировки. В Алжире имеет несколько заочных приговоров за убийства, грабежи, похищения, терроризм. С 2003 года включен в перечень лиц ООН, связанных с "Аль-Каидой". По имеющимся данным, по итогам операции в Ин-Аменасе террорист остался на свободе.

Российские эксперты об операции: у Алжира нет спецподразделений против террористов

Некоторые из иностранных сотрудников совместного предприятия BP, Statoil и алжирской Sonatrach нашли в себе силы воспроизвести для прессы события последних нескольких дней в Ин-Аменасе.

"Я был готов умереть", - цитирует The Australian одного из японских сотрудников предприятия. Японец рассказал, что поначалу он забаррикадировался в своей комнате, но был быстро обнаружен. В какой-то момент в помещении, где содержались другие заложники, его поставили рядом с двумя коллегами - последних на его глазах застрелили.

Спастись японцу удалось, когда его и некоторых других погрузили в грузовик и пытались перевезти из жилой зоны. Машина попала под обстрел алжирских военных, который вынудил боевиков бежать, бросив заложников. О судьбе остальных, находившихся в салоне, японец ничего не знал - при первой же возможности он спрятался под кузовом и оставался там до ночи, когда выстрелы стихли. Лишь тогда он решился выбраться и направиться прочь, спустя некоторое время иностранцу удалось дойти до алжирских солдат.

Судя по немногочисленным рассказам других спасшихся заложников, многим удалось выжить именно вследствие атаки алжирской армии на автомобильный конвой, в котором сотрудников предприятия перевозили по территории газового месторождения. Впрочем, страны, чьи граждане погибли в результате операции, действия солдат критикуют - жертв среди гражданских слишком много. Особенно недовольны были в Великобритании и Японии, где требовали обеспечения безопасности заложников.

Впрочем, российские эксперты считают, что гибель десятков заложников в вину властям Алжира ставить не нужно - спасение заложников вообще не входило в цели операции, или как минимум не было возможным для алжирских военных.

"Трудно говорить о какой-либо спецоперации в условиях штурма войсками и спецназом нефтегазового комплекса на природном месторождении. Размеры объекта однозначно определили тот значительный объем потерь, который имеется сегодня по итогам штурма... Их основной целью, очевидно, все-таки было не проведение спецоперации с минимальным количеством жертв, а полное уничтожение захвативших нефтегазовый объект исламистов - невзирая на возможные потери и политические издержки", - заявил РИА "Новости" главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

"В этой операции принимала участие армия, которая не имеет опыта проведения подобных спецопераций, - отметил ветеран-командир одного из подразделений специального назначения "Вымпел" ФСБ РФ полковник Виктор Ким. - Кроме того, в Алжире вообще нет спецподразделений, которые могли выполнять такие сложные спецоперации, как освобождение заложников".