Муаммар Каддафи стал главной звездой завершившегося в четверг в Алжире 17-го саммита руководителей арабских стран.
Без импровизированного выступления лидера ливийской революции, саммит мог стать одной из многих скучных встреч Лиги арабских стран с итоговым документом, как будто скопированным с заключительного коммюнике, принятого в прошлом году в Тунисе, или с финального документа, подписанного в Бейруте в 2002-м, пишет La Stampa (перевод на сайте Inopressa.ru).
Благодаря откровенности полковника, который в полдень предстал в зале заседаний как "интеллектуал и арабский философ, но не государственный деятель", этот монотонный саммит обрел живость. Если кто-то в арабском мире и вспомнит об алжирском саммите, в ходе которого участники любой ценой хотели уйти от драматических реалий арабского мира, то заслугу следует записать на счет Каддафи.
В течение часа он подробно говорил об арабо-израильском конфликте, о терроризме, о западной демократии, о племенной системе в Африке, о Совете Безопасности ООН и даже о менструации.
Каддафи назвал "идиотами" израильтян и палестинцев за то, что они хотят жить в двух самостоятельных государствах.
По словам полковника, несправедливость Запада к арабам и ожесточенность против них – вот настоящие причины терроризма, в котором обвиняют арабский и исламский мир. Каддафи защищал право арабского мира на сохранение собственных традиций и собственной культуры, "истинного оплота демократии, а не той псевдодемократии, что царит на Западе, где ни одно правительство не пало в результате народных протестов, как это случилось в Ливане".
В противопоставление западной демократии ливийский лидер воспел народную демократию в Ливии, "где существует самоуправление масс, а не какая-то псевдопарламентская демократия". Каддафи призвал арабов не импортировать западную модель демократии, чуждую их традициям. Он выступил в защиту Сирии от обвинений в терроризме и оккупации Ливана, заявив, что Сирия не единственная страна, имеющая войска за пределами своих границ. Явный намек на Соединенные Штаты.
В своем выступлении Каддафи уделил место и спору, который на протяжении нескольких дней сотрясает исламские страны: о праве женщин на проведение коллективной молитвы. "Как может женщина во время менструации выступать в роли имама?" – спросил он.
Наконец, он сказал, что арабы "не могут называться расистами": так, нынешний саммит стал международной трибуной, с которой выступили восемь западных политиков и министров, в том числе и Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.