Бывший премьер-министр Израиля Эхуд Барак рассказал в интервью газете La Repubblica подробности операции по ликвидации в Бейруте троих руководителей палестинской террористической группировки "Черный сентябрь"
Архив NEWSru.com

Бывший премьер-министр Израиля Эхуд Барак рассказал в интервью газете La Repubblica подробности операции по ликвидации в Бейруте троих руководителей палестинской террористической группировки "Черный сентябрь", члены которой захватили в заложники спортсменов и тренеров израильской сборной на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году.

В черном женском парике, с напудренными щеками, с двумя гранатами, спрятанными в бюстгальтер и пистолетом с глушителем в сумочке, Барак прибыл во главе элитного подразделения Sayeret Metkal (легендарные коммандос израильской армии) в самое сердце вражеской территории - в столицу Ливана. Три палестинских руководителя, которых в Израиле считали заказчиками теракта на Олимпиаде-1972, были ликвидированы.

"К сожалению, вместе с ними нам пришлось убить семерых ливанских жандармов и двух женщин, которые оказались у нас на пути", - вспоминает Барак, получивший самое большое количество военных наград в истории Израиля, и бывший премьер-министр, который в 2000 году ближе всех подошел к подписанию мирного договора с Арафатом (при активном участии экс-президента США Билла Клинтона - прим. ред.).

"Я часто думаю об этом. Такое не забывается, - продолжает Барак. - И хочу поведать вам одну вещь: когда я был назначен начальником генерального штаба, одна из наших женщин-военнослужащих в звании лейтенанта встретила меня в моем новом кабинете, чтобы рассказать о том, как там все функционирует. Я спросил, как ее зовут, и она ответила: "Романа". Тогда я спросил, не родственница ли она случайно израильского атлета (Йозеф Романо - прим.ред.), зверски убитого террористами во время Олимпиады. "Я его дочь", - ответила она. Они были итальянскими евреями, как подсказывало имя. Я хотел обнять ее и сказать, что я сделал с убийцами ее отца. Но тогда моя роль в этой операции была государственной тайной, и я промолчал".

Операция в Ливане называлась "Весна молодости" и была полностью успешной. Но фильм Стивена Спилберга "Мюнхен" об ответной операции израильских спецподразделений, основывается на другой операции - "Гнев Божий", в ходе которой по ошибке были убиты палестинцы, не имевшие никакого отношения к теракту. Вероятно, послание американского режиссера заключается в том, что библейская мораль "око за око, зуб за зуб" не приносит пользы и что, применяя методы наших врагов, мы становимся похожи на них, отмечает итальянская газета (полный текст на сайте Inopressa.ru).

"Нет, это не так, потому что мы не стали похожи на них, и потому что то, что сделали я и мои товарищи, было абсолютно противоположным тому, что сделали палестинские террористы в Мюнхене", - считает Барак.

"Вы знаете, что я отвечал Арафату, когда тот просил освободить некоторых палестинских заключенных? Я говорил, что мы не можем освобождать тех, "у кого руки в крови". Тогда Арафат отвечал, что у меня тоже руки в крови, в крови палестинцев, что это одно и то же. Но это не одно и то же, я пытался объяснить ему и объясняю сейчас тем, кто проводит аналогичную параллель, - продолжает Барак. - Мы действовали по приказу законно избранного правительства, мы сделали все возможное, чтобы в ходе нашей операции не нанести вреда гражданским лицам, чтобы не пострадали невинные люди: не всегда нам это удавалось, но мы всегда стремились к этому. А палестинские террористы действовали с иными намерениями: нанести как можно больше вреда всем, кто окажется в их власти. Так они действовали в Мюнхене в 1972 году, так они действуют и теперь. И в моральном плане нельзя сравнивать эти две разные цели".

"Я думаю, что любая демократическая страна, если она может ответить ударом по террористам, которые нанесли ей рану, не имея возможности их арестовать и судить, сделает то же, что сделали мы", - отметил бывший премьер.

На вопрос о том, почему операция в Бейруте прошла успешно, а европейская миссия не совсем удалась, Барак ответил следующее: "Потому что "Моссаду" было сложно оказаться в Бейруте, и проведение этой операции было поручено нам, военным. В действительности эти операции можно сравнить с переходом по канату, протянутому над пропастью: поверьте мне, успех или провал зависят порой от пустяка".

Организатор и идеолог теракта в Мюнхене: ни один из убитых агентами "Моссада" палестинцев не принимал участия в той операции

Абу Дауд, который задумал и организовал операцию по захвату израильских спортсменов на Олимпиаде-1972 в Мюнхене, 33 года кочующий между столицами арабских стран, пытаясь убежать от прошлого, которое его преследует, вспоминает те годы и говорит: "Я бы вновь поступил так же".

"Тогда шли не репрессии против "Фатх" - шла тайная война. План родился в одном из римских баров: мы прочитали в газетах, что Палестина была вычеркнута из списка участников Олимпиады. Для всего мира она не существовала", - рассказал Абу Дауд в интервью корреспонденту газеты La Repubblica (полный текст на сайте Inopressa.ru).

"Абу Дауд, мир до сих пор испытывает ужас от этого массового убийства. Зачем надо было так поступать?"

"Идея родилась утром 13 июля в Риме. Мы сидели в баре "Пантеон". Я ждал Абу Аяда (министр внутренних дел "Фатх"), сидя рядом с Фахри аль-Омари, его советником, мы листали арабские газеты. Фахри прочитал заметку: Олимпийский комитет отверг просьбу Палестины об участии в Играх. Мы отправили в Женеву гору запросов, но не получили ни одного ответа. И вот он, ответ, всего несколько строк. Причина отказа: Палестины не существует. Отлично, сказал я, это хороший повод".

"Хороший повод для чего?"

"Показать себя миру. Запад в те годы игнорировал существование Палестины, а мы представили ее 500 миллионам зрителей".

"И для этого вы избрали кровавую операцию?"

"Нет, все должно было проходить по-иному. "Фатх" выступал против захватов самолетов, потому что страдали пассажиры. Наши цели должны были быть военными".

"Тогда при чем здесь спортсмены?"

"В Мюнхене мы все были бойцами, бойцами двух противоборствующих фронтов. Наши были федаинами (смертниками), они шли на смерть. Израильтяне были в первую очередь военными, а уже потом спортсменами. Йозеф Романо, чемпион-тяжелоатлет, принимал участие в Шестидневной войне на Голанских высотах и на Западном берегу реки Иордан. Моше Вейнберг, тренер, также служил в спецподразделении. Но все должно было завершиться не так. Мы делали ставку на переговоры, чтобы освободить палестинских заключенных. Мы не думали, что Голда Меир займет непримиримую позицию".

"Но так началась новая кровавая полоса, месть Израиля. Абу Дауд, как вы жили все эти 30 лет?"

"Меня трудно было отыскать среди моих людей в военных лагерях. Израильтяне для репрессий выбрали самые легкие цели - лагеря беженцев в Ливане. Ко мне посылали киллера, но через много лет, в Праге. Послушайте, в течение многих лет израильтяне не знали, кто действительно стоял за похищениями в Мюнхене. Спилберг рассказывает легенду. Правда совсем иная".

"О чем вы говорите?"

"В нашем лагере велась тайная война. "Моссад" пытался проникать в наши организации, устранять интеллигенцию, умеренных, которые выступали за палестинское дело. А мы устраняли агентов противника. Неправда, что команда Голды Меир перепутала цели. Это была война, закамуфлированная под месть за Мюнхен, но ни один из убитых палестинцев не принимал участия в той операции".

"Можете привести какие-то примеры?"

"Абдель Ваиль Зуайтер, представитель ООП в Риме. Философ, ученый, он говорил на пяти языках, был другом Моравия, никогда не держал в руках оружия. Как и Гасан Ханафани, журналист и писатель, убитый в Бейруте накануне мюнхенских событий, как и Абу Юсеф, Камаль Адван и Камаль Насер, убитые на улице Вердан спецназовцами Эхуда Барака. Но с убийством Зуайтера в Риме конфликт был перенесен в Европу".

"Теракты в Италии, мы их хорошо помним: пожар на нефтяном терминале в Триесте, бомба на борту самолета El Al, вылетевшего из Рима. Какие еще эпизоды были в Европе?"

"В Мадриде в январе 1973 года - убийство Баруха Коэна, мы ликвидировали целую сеть "Моссад" в Испании и крупных столицах Европы. В Италии в 1974 году мы достигли соглашения с правительством: если Италия помешает израильтянам нас убивать, мы прекращаем все наши действия. В том году "Фатх" распустил свой "Черный сентябрь" - наша цель была достигнута. Палестинская проблема оказалась на повестке дня западных правительств".

Справка:

5 сентября 1972 года, во время Олимпиады в Мюнхене (ФРГ), члены палестинской террористической группы "Черный Сентябрь", входившей в состав "Фатх", захватили одно из зданий Олимпийской деревни в Мюнхене. Их заложниками стали атлеты и тренеры из олимпийской команды Израиля.

Террористы убили двух спортсменов, взяли заложников и вертолет. Немецкие полицейские снайперы открыли огонь по террористам, но не смогли добиться успеха (были убиты 5 террористов). Все заложники - 11 израильтян - погибли.

Взятые в плен террористы были экстрадированы в ряд арабских стран, где они были приговорены к символическим срокам тюремного заключения и вскоре оказались на свободе.

Возглавлявшая тогда правительство Израиля Голда Меир приказала секретным агентам найти и уничтожить террористов.

Уже 16 сентября римский резидент "Черного сентября" Ваэл Абу Цвайтер был убит двенадцатью выстрелами из пистолета на крыльце собственного дома.

8 декабря 1972 года парижский резидент, доктор Махмуд Хамшари был убит бомбой, вмонтированной в телефонную трубку.

24 января 1973 года на Кипре в одном из отелей Никосии бомбой, подложенной под матрас, был убит резидент "Черного сентября" Абад аль-Шира.

31 января 1973 года в Афинах был ликвидирован Зайад Мухейси.

6 апреля 1973 года в Париже был убит Базиль Аль-Кубайши, один из руководителей "Черного сентября", принимавший участие в подготовке мюнхенского теракта.

9 апреля 1973 года агенты "Моссад" в Бейруте провели операцию "Весна молодости". Командовал операцией Эхуд Барак. В результате были ликвидированы три руководителя "Черного сентября".

12 апреля 1973 года на Кипре в результате взрыва убит террорист Мусса Абу Заид, а в Париже был взорван глава группировки "Черный сентябрь" Мохаммед Бода.

В январе 1979 года в Бейруте убит один из руководителей "Черного сентября" Али Хасан Саламех, известный как Абу Хасан и проходивший в сводках "Моссада" как "Красный принц".В 1973 году его пытались убить в Норвегии южноафриканская еврейка Сильвия Рафаэль и бывшая гражданка СССР Марианна Гладникова. Но женщины ошиблись и расстреляли официанта Ахмеда Бучики, приняв его за Абу Хасана. Шесть членов израильской ударной группы предстали перед судом по обвинению в убийстве. В конечном счете Израиль выплатил компенсацию семье жертвы. Точку в этой истории поставила британская еврейка Эрика Мэри Чамберс, известная как агент "Пенелопа".

Во время выполнения миссии по уничтожению боевиков погибли трое агентов "Моссада". Однако формально Израиль не признал свою причастность к ликвидациям "мюнхенских" террористов.