Кремль продолжит преследовать нефтяных олигархов, заявил Кудрин в Давосе
Архив NEWSru.com
 
 
 
Кудрин не исключил, что для получения налогов, недоплаченных компаниями ЮКОС, "Сибнефть" и "Лукойл", в прошлые годы, будут приняты меры, имеющие обратную силу
Архив NEWSru.com
 
 
 
Заявления Кудрина были сделаны в момент, когда ЮКОС, ведет тяжбу с властями по поводу требования заплатить более 3,3 млрд долларов налогов, якобы не заплаченных в 2000 году
Архив NEWSru.com
 
 
 
Эта сумма превышает чистую прибыль ЮКОСа за упомянутый год, а компании грозит еще и счет на 5 млрд долларов, связанный с ее деятельностью в 1998-2003 годах
Архив NEWSru.com
 
 
 
Кудрин отметил, что не может ничего сказать о судьбе экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского, но выразил надежду на то, что российский суд вынесет "непредвзятый" приговор
Архив NEWSru.com
 
 
 
Андрей Илларионов, экономический советник президента Владимира Путина, признал в Давосе, что ему нечем успокоить инвесторов, которым действия российских властей кажутся произволом
Архив NEWSru.com

Заместитель премьер-министра РФ Алексей Кудрин заявил в минувшие выходные на Всемирном экономическом форуме в Давосе, что правительство России будет и дальше преследовать нефтяные группы, включая ЮКОС, "Сибнефть" и "Лукойл", по поводу неуплаченных налогов. Он не исключил, что для получения налогов, недоплаченных в прошлые годы, будут приняты меры, имеющие обратную силу.

В интервью изданию The Times, перевод которого публикует Inopressa.ru, Кудрин, являющийся также министром финансов РФ, практически не оставил сомнений в том, что наступление Кремля на нефтяные компании продолжится. Он отметил, что от групп потребуют возврата налогов, уплаты которых они избежали, "используя незаконные методы".

"В настоящее время правительство ведет расследование предшествующей деятельности нефтяных компаний, - заявил Кудрин. - Я могу сказать наверняка только то, что, если они использовали лазейки в законодательстве и в то время закон это позволял, они не подвергнутся наказанию. Мне известно также, что в настоящее время нефтяные компании ведут активные консультации с налоговым министерством".

Заявления Кудрина были сделаны в момент, когда ЮКОС, крупнейшая нефтяная группа страны, ведет тяжбу с властями по поводу требования заплатить более 3,3 млрд долларов налогов, якобы не заплаченных в 2000 году. Эта сумма превышает чистую прибыль ЮКОСа за упомянутый год, а компании грозит еще и счет на 5 млрд долларов, связанный с ее деятельностью в 1998-2003 годах. По мнению аналитиков, это ставит под угрозу само ее существование, пишет The Times.

Кудрин сообщил также, что Кремль уже начал ликвидировать лазейки в законодательстве, включая и ту, которая позволяет перемещать средства в российские регионы. Министр отметил, что ЮКОС и "Сибнефть" наиболее активно использовали эти методы. Закон, направленный на прекращение использования так называемых трансфертных продаж, также будет введен в ближайшее время, добавил вице-премьер.

Андрей Илларионов, экономический советник президента Владимира Путина, признал в Давосе, что ему нечем успокоить инвесторов, которым действия российских властей кажутся произволом. Кудрин, однако, считает, что ущерб имиджу и инвестициям, наносимый делом ЮКОСа, не столь велик, пишет The Times.

Кудрин отметил, что не может ничего сказать о судьбе экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского, но выразил надежду на то, что российский суд вынесет "непредвзятый" приговор. "Подобные дела могут вредить инвестиционному имиджу России, но если преступление действительно совершено, оно должно быть наказано, невзирая на последствия", - добавил он.

"Арест (Ходорковского) вызвал некоторую озабоченность среди иностранных инвесторов, но затем они получили дополнительную информацию, и их доверие к России было восстановлено", - утверждает Кудрин. Он отметил, что в последнем квартале прошедшего года приток иностранных капиталов в Россию был рекордным, а индекс RTS на московской бирже вернулся на рекордный уровень. После стоившего 6 млрд долларов слияния BP с ТНК российское правительство не будет предпринимать шагов, мешающих западным группам брать под контроль российские нефтяные компании, заключил Кудрин.

Инвесторы выжидают, наблюдая за судьбой ЮКОСа

Пока Кремль продолжает оказывать давление на нефтяной гигант ЮКОС, крупнейших акционеров которого обвиняют в неуплате налогов и мошенничестве, инвесторы находятся в нерешительности по поводу того, хранить ли акции или продавать их. Некоторые крупные инвестиционное фонды, которые купили акции ЮКОСа, когда они находились в высшей точке в прошлом году, до сих пор надеются, что власть не будет рушить самую быстрорастущую нефтяную компанию в России, акции которой наиболее популярны, пишет The New York Times (перевод статьи на сайте Inopressa.ru).

Однако другие аналитики и наблюдатели опасаются, что Кремль, в конце концов, нанесет удар по компании, чтобы наказать ее самого крупного акционера и бывшего главу Михаила Ходорковского, который был заключен под стражу по политическим, по его словам, обвинениям. Дело в том, что нефтяной магнат активно выстраивал политическую базу, которую некоторые посчитали вызовом, брошенным Владимиру Путину, пишет американское издание.

Инвесторы рассматривают "дело ЮКОСа" как важное испытание для новой рыночной экономики России. Сможет ли государство установить свою власть над непокорными, имеющими политические амбиции миллиардерами, не нарушая прав собственности и правовых норм? И будут ли миноритарные акционеры российских компаний и впредь оставаться заложниками политических распрей?

В ноябре президент РФ Путин подчеркнул, что государство не должно стараться уничтожить ЮКОС, поскольку экономические последствия будут негативными. И некоторые инвесторы верят ему. Цена акций стабилизировалась на уровне 11 долларов и удерживается, несмотря на арест Рафаиля Зайнуллина (гендиректора Куйбышевского нефтезавода ЮКОСа) и выдачу международных ордеров на двух партнеров Ходорковского - Леонида Невзлина и Владимира Дубова.

Однако для многих риск оказался слишком велик. С октября 2003 года, когда был арестован Ходорковский, курс акций ЮКОСа упал на 31%. Государство тем временам обвиняет ЮКОС в неуплате налогов на сумму 3,3 млрд долларов (компания это обвинение отвергает) и дало понять, что может аннулировать некоторые лицензии на добычу нефти, выданные компании. Аналитики полагают, что государство пытается заставить Ходорковского отдать свои акции и покинуть страну, точно так же, как поступили два других олигарха, после того как попали под давление Кремля.

"Мне трудно представить, что какая-то компания может выжить в России, когда вокруг такая ситуация", - говорит Борис Йордан, глава московского фонда "Спутник" стоимостью 500 млн долларов, который продал свои последние акции ЮКОСа шесть недель назад.

Агентство Moody's тоже взволновано, как оно выразилось, "растущим давлением на российскую нефтяную компанию" и на прошлой неделе решило пересмотреть рейтинг кредитоспособности ЮКОСа в сторону уменьшения.

Крупная американская организация, занимающаяся инвестированием, State of Wisconsin Investment Board, в этом месяце сообщила, что еще в ноябре продала все акции ЮКОСа, однако не стала уточнять, по какой причине.

Менеджеры ЮКОСа уверяют, что, несмотря на скандал, дела у компании продолжают идти хорошо, однако признают, что некоторый риск существует. "Основа компании пока еще не изменена. А это очень хорошая основа", - сообщил The New York Times Брюс Мизамор, американский финансовый директор ЮКОСа в коротком телефонном разговоре. ЮКОС увеличил добычу нефти на 18,5% за первые девять месяцев прошлого года и собирается в этом году тоже впечатляюще ее увеличить, пишет американское издание.

Некоторые инвесторы видят немалый потенциал: ЮКОС сейчас является одной из самых дешевых в мире нефтяных компаний в момент, когда мировые нефтяные гиганты борются за увеличение своих запасов. Некоторые из зарубежных акционеров ЮКОСа не продают акции в надежде, что Exxon Mobil или ChevronTexaco попытаются купить ЮКОС, как уже было до ареста Ходорковского.

Уильям Браудер, глава Hermitage Capital Management в Москве, говорит, что в начале января, когда акции ЮКОСа упали до минимума, они купили дополнительные акции компании. Он утверждает, что существует лишь пятипроцентный риск, что компания лишится своих лицензий или пострадает от каких-либо других действий.