Археологам не удается разгадать предназначение символа загадочного города Иордании – Казны
www.jordanembassy.de

Археологам не удается разгадать предназначение символа загадочного города Иордании Петры - Казны. Этот иорданский город относится к тем уголкам планеты, где хочется побывать хотя бы раз в жизни, утверждает Le Monde. Он был построен в проклятое время, а его символ Казна (Аль-Казна) производит шок на каждого, кто его видит.

Огромные скалы розового песчаника создают величие пейзажа, к которому человек приложил руку. Это двухэтажное здание высотой 43 метра и шириной в 30 метров. Здание, напоминающее греческий храм, было высечено в скале, сверху вниз. Что, по мнению архитекторов и каменщиков, является достижением как по задумке, так и по исполнению.

Работы выполнялись с помощью платформы, которая опускалась все ниже по мере завершения. Что это – дворец или царская усыпальница? О назначении этого здания, построенного в начале I века н.э., мы не знаем, и раскопки захоронений, обнаруженных под ним, не позволили раскрыть эту тайну.

Переходя от памятника к памятнику и взбираясь по каменистым тропинкам (ходить по ним лучше в удобной обуви), трудно представить себе, что когда-то вдоль улиц Петры цвели прекрасные и ухоженные сады. Сложная система плотин, фонтанов и каналов, построенная набатейцами, обеспечивала ирригацию.

Наверняка в то время здесь уже были ослы и верблюды, которые возили людей и товары или лежали, сложив ноги и показывая огромные зубы. Сегодня бедуины превратили их в "такси", которые они предлагают туристам. В отличие от своих предков эти люди пустыни осели в деревне, построенной специально для них над туристическим объектом, который стал для них в каком-то смысле местом работы. Женщины и дети, иногда совсем маленькие, продают бусы, кольца и прочие сувениры.

"Им бы надо быть в школе, но родители считают, что с их помощью им легче завлекать туристов", – недовольно говорит иорданец, упоминая о том, как много было сделано для этой части населения.

Последние 15 лет раскопки идут здесь особенно активно. Это позволяет археологам лучше понять, что происходило в Петре много столетий назад. "Эти места долго считались труднодоступными и довольно опасными. И не факт, что те, кто здесь бывал, хорошо понимали, что здесь происходило", – говорит Жаклин Денцер-Фейди, ученый из Нантерра.

Немцы, которые первыми попали сюда в начале ХХ века, много поработали над изучением гидрологии и реставрацией памятников. Ибо Петра стала жертвой окружающей среды: песчаник – это хрупкая порода, подверженная эрозии, и песок периодически заносит некоторые зоны, меняя их конфигурацию. Так, уровень Сика, вероятно, был ниже, и в то время к Казне можно было подойти по лестницам.

Американцы изучают главный набатейский храм, христианскую Петру, а французы ведут раскопки в святилище Каср аль-Бинт. Эти работы в значительной части финансируются иорданским государством. Они должны повысить доходы страны от туризма. Тем более, что министерство туризма и древностей в 1994 году повысило цену на входной билет с 1 до 20 динаров. Ежегодно сюда приезжает около 500 тысяч посетителей. Больше всего туристов бывает здесь весной.

Возможно, эти места были населены с незапамятных времен. Доисторическое землетрясение превратило гору в гигантское укрытие, где поселились кочевники. Впрочем, именно благодаря им швейцарскому географу и путешественнику Йоханну Людвигу Буркхардту удалось в 1812 году открыть этот город, затерянный в песках. Но ему пришлось применить хитрость, потому что жители пустыни явно не хотели делить с кем-то это место.

Великими строителями Петры были набатейцы – бедуины, несомненно, выходцы из Аравии, обогащавшиеся за счет взимания дани с караванов. Около 300 года до н.э. они осели в этих местах, где было много воды из-за зимних проливных дождей и источника, питавшего речку (вади), протекавшую через центр города. Через Сик – коридор длиной в 1200 метров, имевший стены высотой до 100 метров, можно было попасть в город. Проход в некоторых местах настолько узок, что сюда не проникает солнце, и вы понимаете, что были правы, захватив с собой свечи. Тем более, что здесь стоит задержаться, чтобы посмотреть на могилы и ниши, где, очевидно, стояли набатейские божества.

Спускаясь к улочке с колоннами, мы попадаем туда, где должен был находиться центр Петры с его торговыми лавками. Театр (построенный в I веке н.э.) мог вместить до 3 тысяч зрителей. Со времен римской оккупации здесь стояли огромные статуи императоров.

К жертвенникам и монастырю можно попасть по каменистым тропинкам и полуразрушенным лестницам. В конце мая – начале июня есть шанс найти здесь черные ирисы, являющиеся эмблемой Иордании: они цветут лишь 25 дней в году.

Глядя с высоты холмов на бескрайнюю каменистую пустыню, понимаешь, как хорошо защищено было это место во времена, когда Петра являлась центром многочисленных городов-спутников. Эту гипотезу выдвигают историки и археологи. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)